"Ого, аж 7 недель тому назад — 9 марта — я написал первый воскресный пост с некоторыми арифметическими наблюдениями над публично доступными данными по статистике коронавируса. Сейчас, получается, уже восьмой такой пост. Но, как это ни удивительно, ничего не изменилось", - пишет соратник Алексея Навального на своей странице в Facebook.
"Цитирую свой пост от 9 марта:
"Помимо Ирана, хуже всего выглядят США <...>, за которыми следуют Испания и Франция. И если способность центрально- и североевропейских стран поставить распространение болезни под контроль не вызывает особых сомнений, то более расслабленные испанцы и французы, кажется, сильно рискуют повторить путь итальянцев. А большая вспышка в США кажется практически неизбежной (опять же, если судить исключительно по имеющимся в наличии цифрам).
Ну то есть как говорится "сам себя не похвалишь — никто не похвалит", но, согласитесь, для прогноза от 9 марта, неплохое попадание? (США, Италия, Испания, Франция — это четыре страны-лидера по числу умерших, на них суммарно приходится больше 60% официально зарегистрированных во всем мире смертей от коронавируса). Напомню: 9 марта — это еще ни в одной европейской стране нет карантина, еще вовсю летают самолеты, а тестируют повсеместно только тех, кто вернулся недавно из Китая, Южной Кореи или Северной Италии...
Но гораздо более важным считаю, что вполне оправдался и другой, ключевой прогноз из того поста: "следует ожидать смертность в диапазоне 0,5-1%, что все еще много больше, чем у сезонного гриппа, но далеко не так страшно, как 3-4%, о которых принято писать".
Окей, окей, не "смертность", а "case fatality rate", сейчас все стали экспертами-вирусологами и освоили терминологию; по мне так важно, чтобы термины были однозначно понятными, а не "правильными". Смысл моего поста был в следующем: если взять реальное количество носителей вируса, а не только выявленных путем тестирования, то итоговое количество умерших окажется в диапазоне 0.5-1%. Мне кажется вполне понятным и правильным называть это "смертностью", но если вы настаиваете — пусть будет CFR.
Ну вот ровно так и получается. Важной вехой на прошедшей неделе стала публикация результатов достаточно масштабного исследования на антитела в городе и штате Нью-Йорк; это исследование показало, что реально носителей антител примерно в 10 раз больше, чем официально зарегистрированных больных. По официальной статистике в штате Нью-Йорк сейчас 22 тысячи умерших из 290 тысяч зарегистрированных заболевших — то есть 7,5%. Если фактически зараженных было в 10 раз больше — значит, на самом деле в итоге CFR окажется в районе 0,75%.
Эти результаты хорошо согласуются и с данными о доле умерших от зараженных в тех странах мира, которые близко подошли к тотальному тестированию всего населения (я об этом писал на прошлой неделе). Таких стран сейчас две: Исландия (протестировано 13% населения, доля умерших от зараженных составляет 0,6%) и ОАЭ (протестировано 10% населения, доля умерших от зараженных составляет 0,7%). И с данными известного исследования в очаге первой вспышки в Германии в общине Гангельт (об этом писал на позапрошлой неделе; там вообще получилось 0,4% умерших от зараженных).
Безусловно, ни одно из приведенных в качестве примеров исследований не является безупречным с научной, статистической точки зрения. Построение действительно случайной выборки представляется очень непростой задачей. Но обычно, когда в разных странах и разными методами исследования получаются очень близкие результаты, это неплохой индикатор того, что истина где-то рядом.
Я нахожу во всех этих данных только еще одно подтверждение своей исходной оценки: без перегрузки системы здравоохранения, в "нормальной" ситуации чертов коронавирус убьет около 0,5% (а в ситуации перегрузки — до 1%) тех, до кого дотянется. И это очень плохо, потому что, без карантина, он дотянется до многих, в отличие от "просто гриппа", каждая волна которого заражает лишь 5-10% взрослых и 20-30% детей — потому что к гриппу-то есть тот самый "стадный иммунитет".
Что меня поражает, так это то, как из одних и тех же цифр люди умудряются делать совершенно противоположные выводы. Сразу скажу, что для меня все совершенно однозначно: 0,5% (тем более — 1%) населения — это очень много; карантин работает и показывает эффективность; никаких сравнений с "просто гриппом" и быть не может, коронавирус может убить в 30-50 раз больше людей, если ничего не делать, и (увы) и Швеция, и Беларусь очень скоро продемонстрируют нам именно это.
Но есть люди, и их немало, которые занимают позицию "так это ж всего 0,5%, а на другой чаше весов вся экономика". Безработица, голод, разорения бизнесов тоже убьют сотни тысяч или миллионы. Стало быть, надо срочно отменять все ограничения и т.д.
Простите, но это манипуляция. Нет, вопрос не стоит и никогда не стоял как "0,5% жизней или ВСЯ экономика". Нигде не идет речи о крахе всей экономики, ни в одной стране Европы, даже совсем небогатой Восточной. Более того, после полутора месяцев жесткого карантина большинство европейских стран уже успешно восстанавливает экономическую активность — какие-то сектора быстрее, какие-то медленнее. Открываются магазины и рестораны, возобновляются перевозки. Да, маски, дезинфекторы и социальная дистанция останутся с нами на несколько месяцев или даже лет; да эти полтора месяца дались всем очень непросто — но это реально спасло сотни тысяч жизней. Вопрос стоял так: "0,5% жизней или экономическая просадка на 5%" (примерно таковы оценки падения ВВП развитых стран в этом году). И одно из важнейших достижений человеческой цивилизации в целом заключается в том, что к 2020 году мир научился отвечать на этот вопрос в гуманистическом ключе: конечно, человеческие жизни, человеческий капитал важнее и дороже. Можно немного перетерпеть, это стоит того.
Но то в Европе, где:
а) не было метаний (почти нигде), правительства сразу заняли и провели четкую линию, смогли объяснить гражданам что к чему, и обеспечили граждан компенсациями, а экономику поддержкой,
б) ценность человеческой жизни действительно огромна и непререкаема.
Увы, в России (которая уже долгое время удерживает второе место по количеству ежедневно выявляемых новых случаев) и в США (на первом месте с большим отрывом) вышло все иначе. Некомпетентное руководство страны, метания и шараханья (Трамп, который долго отрицал опасность; Путин, который во что бы то ни стало мечтал провести голосование по Конституции), поздно принятые и непоследовательные ограничения (чего стоит один "режим нерабочих дней")... А в России — еще и отсутствие мер поддержки для пострадавших.
В итоге остается смотреть на Европу, которая открывает барбершопы (уже), рестораны (через неделю-другую) и границы (через месяц-другой), и завидовать".