Reuters

"Абидна, слюшай!" - пошутил Путин в ответ на вопрос одного из своих доверенных лиц о том, как он относится к тому, что его фамилии нет в "кремлевском списке". Шуток по поводу того, что долгожданный список стал гибридом телефонного справочника и списка Forbes, было много. Но доминирующая реакция - обида. Причем как у сторонников власти, так и у ее противников", - пишет колумнист "Ежедневного журнала".

На мой взгляд, "кремлевский список" - вещь полезная, хотя со многими претензиями к составу фигурантов невозможно не согласиться. Санкции по этому списку пока не применены и неизвестно, будут ли вообще применяться, но список уже начал работать самим фактом публикации. И эта работа идет полным ходом в трех направлениях.

"Первое. Минфин США дал ясно понять всем умеющим читать россиянам и всему миру, что все без исключения представители высших эшелонов российской власти и весь связанный с ней бизнес, вся российская верхушка является в глазах США преступной, по крайней мере потенциально преступной.

Второе. Российской оппозиции дан не менее ясный сигнал о том, что Америка не собирается строить демократическую Россию вместо россиян. И санкции США принимает не для того, чтобы помочь российской оппозиции наказать ее врагов, а ради собственных американских национальных интересов. И составлять списки "врагов Америки" под диктовку даже самых квалифицированных и авторитетных российских экспертов США не будут. По крайне мере, при этой администрации, исповедующей принцип национального эгоизма.

Третье. Санкции работают. И угроза санкций тоже работает. "Искандеры" давно уже не смеются, а идиотская бравада в телестудиях обитающих там ведущих и "экспертов", полагаю, уже вызывает ненависть даже у самых оголтелых патриотов, имеющих отношение к экономике, а не к произнесению слов. Вот мнение самого оголтелого, вице-премьера Рогозина: "Ущерб (от санкций) исчисляется, конечно, даже не десятками, а сотнями миллиардов долларов, к сожалению". Конец цитаты. Причем, Рогозин говорил только о своем секторе, об оборонке.

Путин очень любит изъясняться на уголовном арго и постоянно хвастается тем, что его воспитала ленинградская улица. Поэтому с его стороны несколько неосторожно употреблять в отношении себя слово "обидно". В тех кругах, принадлежностью к которым президент России любит гордиться, слова "обида", "обиженный" означают принадлежность к низшей касте, а слово "обиженный" - синоним слова "опущенный", а это последняя стадия позора. Всей своей деятельностью Путин действительно довел страну до такого состояния, а "кремлевский список" это просто документально зафиксировал".