Искусствовед Элен Ордессон, которая ведет блог об истории искусства, по просьбе одного из читателей сформулировала ответ на вопрос, волнующий многие поколения поклонников античности: почему у древнегреческих статуй такие маленькие члены?
Действительно, признает специалист, у древнегреческих, древнеримских и многих европейских статуй, несущих на себе отпечаток античной эстетики, бросается в глаза эта физиологическая особенность. Основных причин, по которым скульпторы наделяли богов и героев маленькими пенисами, две.
Во-первых, говорит Ордессон, они вялые. Как известно, размер пениса в неэрегированном состоянии значительно меньше, чем в возбужденном. А во-вторых, у древних греков были совершенно особые представления о мужской красоте.
В наше время большие пенисы рассматриваются как символ мужественности и высоко ценятся, в то время как в античности наиболее выигрышным считалось противоположное. Некоторые историки, например, Кеннет Довер, автор книги "Греческая гомосексуальность", полагают, что греки ассоциировали большие члены с глупостью, похотью и уродством. И наделяли ими малосимпатичных персонажей, например Приапа или сатиров.
В то же время идеальный мужчина для древних греков был рациональным, интеллектуальным и уверенным в себе. Он мог иметь много секса, но его успешность не связывалась с размером пениса. Наоборот, считалось, что маленький пенис позволяет своему обладателю сохранять невозмутимость и логику.
Вот как об этом пишет Аристофан в комедии "Облака":
Если добрые примешь советы мои
И свой слух обратишь к наставленьям моим,
Станет, друг, у тебя
Грудь сильна, как мехи. Щеки - мака алей.
Три аршина в плечах, сдержан, скуп на слова.
Зад могуч и велик. Перед - мал, да удал.
Если ж будешь по новым обычаям жить,
Знай, что щеки твои станут желты, как воск,
Плечи щуплы. Куриная, слабая грудь,
Язычок без костей, зад цыплячий, больной,
Перед вялый - вот будут приметы твои.
Ты приучишь себя
Безобразно-постыдное добрым считать,
А добро - пустяком.
В заключенье всех бед преисполнишься весь
Антимаховым грязным паскудством.
(перевод А. Пиотровского)
Древнегреческие скульпторы стремились к балансу и идеальности. С их точки зрения, большие пенисы придавали бы статуям смешной и гротескный вид. Древние римляне, а вслед за ними и художники эпохи Возрождения, переняли этот взгляд.
В качестве наиболее известного мраморного обладателя маленького пениса можно назвать Давида, созданного Микеланджело в начале XVI века. Его пенис мал даже по древнегреческим меркам. В 2005 году два флорентийских врача опубликовали статью, в которой утверждали, что пенис Давида сморщен от страха перед схваткой с великаном Голиафа. По мнению исследователей, скульптор отобразил страх и напряженность в каждой части тела Давида, включая его гениталии.
Как отмечает "Афиша", есть и рациональное объяснение упомянутому феномену: крупные пенисы у статуй могут отламываться. Надо признать, довод имеет под собой веские основания. Так, например, трехметровый Геракл из французского городка Аркашон столько раз страдал от вандалов, похищавших его пенис, что власти снабдили его съемным протезом, который устанавливается по особым праздникам.