Издательство "Время" выпустило три тома тридцатитомного собрания сочинений Александра Солженицына. Это будет самое полное и, что особенно важно, выверенное авторской рукой собрание. Специально для него Солженицын отредактировал и сократил эпопею "Красное колесо". Собрание будет выпущено тиражом 3000 экземпляров, но издатели не сомневаются: это только начало.
Пресс-конференция по случаю выхода первого в России собрания сочинений Александра Солженицына состоится в четверг в ИТАР-ТАСС. Первые три тома представит жена писателя, выступившая редактором и составителем нового собрания сочинений, Наталья Солженицына. Сам писатель на презентации присутствовать не сможет - не позволяет здоровье. Однако свои комментарии по поводу выхода собрания сочинений он записал на видеопленку, которая и будет продемонстрирована публике, сообщает "Коммерсант".
На презентации будут представлены седьмой и восьмой по счету тома - это "Август четырнадцатого", первый "узел" "Красного колеса". Еще во время предварительных переговоров Солженицын признался издателям, что мечтает увидеть историческую эпопею о революции 1917 года "Красное колесо" напечатанным в последней прижизненной редакции. Издательство решило не медлить - начало публикацию именно с эпопеи.
Помимо седьмого и восьмого тома сегодня будет представлен и первый том собрания. В него вошла малая проза писателя, в том числе так называемые "крохотки", которые в конце 90-х публиковались в журнале "Новый мир". Он открывается кратким вступительным словом автора: "Начинаемое сейчас Собрание впервые включит всё, написанное мной - во взрослой жизни, после юности. А продолжится печатанье уже после моей смерти".
Солженицын уже подержал свежеотпечатанные книги в руках, был растроган и просил передать, что всем доволен - и тем, как эти тома выглядят, и тем, что он их увидел, передают "Ведомости".
Наталья Солженицына поясняет, чем нынешний тридцатитомник отличается от двадцатитомного вермонтского собрания (1978-1991), до сих пор бывшего самым полным. В новое собрание войдет практически все написанное Александром Солженицыным "во взрослом возрасте": и роман-подвиг "Архипелаг ГУЛАГ", и недавно экранизированный роман "В круге первом", и новейшее исследование по русско-еврейскому вопросу "200 лет вместе".
Под обложками книг нового собрания соединятся прежде разбросанные по разным изданиям публицистические выступления и обращения. Впервые будет полностью опубликован "дневник Р-17", "многолетний собеседник в четвертьвековой (1965-1990) работе над "Красным колесом". Впервые появится перечень имен свидетелей, воспоминания которых помогли созданию "Архипелага ГУЛАГ". Войдут в собрание также сценарии, пьесы, исследование "Двести лет вместе", "очерки возвратных лет" "Иное время - иное бремя", автобиографические книги "Бодался теленок с дубом" и "Угодило зернышко промеж двух жерновов".
На вопрос "Ведомостей", в чем, по его мнению, смысл этого издания, генеральный директор издательства "Время" Борис Пастернак ответил: "Нам было предложено выпустить прижизненное "эталонное издание", которое избавит исследователей от необходимости искать авторскую волю. Вот она - на бумаге". Разницу можно будет заметить, даже не углубляясь в текстологические тонкости: издатели выполнили одно из принципиальных условий автора – букву "е" везде сопровождают причитающиеся ей две точки.
"Удивительно, что Солженицын относится к печатной странице как к арт-объекту, - отмечает Борис Пастернак. - Были случаи, когда он долго разглядывал страницу и говорил: "Тут надо бы разрядить абзац, чтобы он не выглядел слишком плотным. Тут приподнять немного строчку". Он воспринимает книгу еще и на глаз, как графическое произведение".
Нынешнее издание обещает быть исчерпывающим и не заслуживает определения "полного собрания сочинений" лишь потому, что не включает переписку, незаконченные произведения и наброски.
Через месяц Александру Солженицыну исполнится 88 лет. Предыдущее 20-титомное собрание сочинений Солженицына готовилось еще в годы эмиграции, и было выпущено в 1980-х годах в Париже русским эмигрантским издательством, когда на родине произведения Солженицына были запрещены. Прежде напечатанные в Советском Союзе "Один День Ивана Денисовича" и четыре рассказа были изъяты из библиотек, а сам прозаик выслан из СССР и жил в Вермонте (США). В 1989 году с сочинений Солженицына сняли запрет и они начали публиковаться на Родине.