В Токио объявлено о вручении Императорской премии 2005 года, главной премии Японии в области искусства, вручающейся ежегодно пяти деятелям мировой культуры за "образцовый вклад в развитие культуры и артистического творчества в мире".
В этом году по 15 млн иен (110 тыс. евро) получат хореограф Мерс Каннингем, пианистка Марта Аргерих, художник Роберт Райман, модельер Иссей Мияке и архитектор Йосио Танигучи. Премию вручит принц Японии Хитачи, сообщает "Коммерсант".
Прежде чем стать главным абстракционистом современного танца, будущий хореограф Мерс Каннингем изучал бальные танцы, фольклор, а также американский модерн. Решающее влияние на будущего хореографа оказал, в первую очередь, Джон Кейдж, ставший музыкальным директором труппы, основанной Мерсом Каннингемом в 1952 году, и постоянным соавтором его балетов. Творческий и жизненный союз хореографа и музыканта дополняли художники Рауль Раушенбург, Энди Уорхол, Франк Стелла и Джаспер Джонс, оформлявшие многие балеты Мерса Каннингема.
Одним из первых Каннингем отказался от традиционной фронтальной композиции по отношению к зрительному залу, провозгласив равенство всех точек пространства. Уже в 50-е автор стал признанным мастером авангарда - его знаменитые "Сезоны", "Как пройти, толкнуться, упасть и бежать", "Лэндровер", "Летнее пространство" становились классикой сразу после премьеры. В последнее десятилетие балеты 86-летний мастер уже не ставит, но дает мастер-классы и продолжает ездить на гастроли с собственной труппой.
Аргентинская пианистка много работала с оркестром японского радио и телевидения NHK. С 1998 года она является художественным руководителем Фестиваля Беппу в Японии. Она остается одной из самых популярных пианисток мира.
Марта Аргерих бывала и в Москве. Первый раз она гастролировала в российской столице еще в 1965 году, потом участвовала в "Декабрьских вечерах", концертировала в БЗК, среди ее партнеров есть немало россиян. В 2005 году ее союз с Михаилом Плетневым принес ей Grammy за лучшее исполнение камерной музыки.
Американский художник Роберт Райман родился в 1930 году. В молодости он воевал в составе американских войск в Корее, потом обосновался в Нью-Йорке, занимался джазом и служил охранником в Музее современного искусства. Там же через несколько лет состоялась и его первая персональная выставка, начинавшаяся с написанной в 1955 году монохромной "Оранжевой картины". Позже он работал по металлу, накладывая виниловые полимеры на алюминий. Выставки Раймана проходили в лучших музеях современного искусства.
62-летний Иссей Мияке награжден за "исследование взаимоотношений человека и костюма". Он не только знаменитый модельер, но и современный художник, автор книг о моде, сценограф, создатель балетных костюмов. Его известность его началась с первой токийской коллекции "Поэма холста и камня", но знаменитым он стал в Париже, побывав ассистентом Юбера де Живанши. Его девиз "Моя одежда становится инструментом творчества для того, кто ее носит" изменил сам подход к моде. В Токийском музее современного искусства сейчас проходит выставка его серии текстильных скульптур.
Архитектор Йосио Танигучи - типичный представитель японского модернизма. Он некоторое время успел в 60-е годы поработать у Вальтера Гропиуса, а потом долго работал у Ксендзо Танге. Танигучи в основном строит музеи и галереи, и в Японии у него таких уже восемь.
Единственное здание, которое господин Танигучи построил вне Японии, - это реконструкция Музея современного искусства в Нью-Йорке. Причем Танигучи в 2000 году победил в конкурсе, где участвовали лауреаты Притцкеровской премии - Рем Колхас, Бернард Чуми, Жак Херцог и Пьер де Мерон. Музей открылся после реконструкции в прошлом году его персональной выставкой.