Die Welt

Федеральное правительство Германии уже несколько лет не может решить проблемы, связанные с трофейным искусством. В связи с этим руководители немецких музеев собираются сами позаботиться о своих экспонатах. Они намерены создать рабочие группы, которые должны будут установить истину.

До сих пор последние переговоры политиков не принесли никаких результатов. Возврат витражей из франкфуртской церкви Мариенкирхе и 101 листа из Бременской коллекции были результатом деятельности специальной рабочей группы, созданной министром культуры Михаэлем Науманном для решения вопросов по отдельным художественным коллекциям.

При преемнике Науманна Юлиане Нида-Рюмелине эти группы были распущены, и вопрос целиком перешел к политикам. С тех пор больше не было никаких результатов, и стороны стали еще упорнее придерживаться своих позиций: немцы ссылаются на международное право, а русские воспринимают трофейное искусство как свою законную собственность и периодически приоткрывают двери тайных хранилищ, чтобы показать, какими немецкими музейными ценностями они обладают.

Клаус-Дитер Леманн, президент Фонда прусского культурного наследия, собирается созвать собрание представителей заинтересованный музеев - немецких и российских. Как предполагается, эти группы будут вместе работать в хранилищах. По словам Леманна, он уже пообщался с немецкими и российскими учеными. Эрмитаж сообщил о своей готовности к сотрудничеству. С Ириной Антоновой, директором Московского музея им. Пушкина, Леманн будет общаться в июле, сообщает Die Welt.

Напомним, что с конца апреля московский музей им. Пушкина выставляет 350 предметов искусства - в основном они из Берлинской античной коллекции, числились в каталогах немецких музеев как утраченные и были отреставрированы исключительно российскими специалистами. Немецким музейщикам это очень не понравилось.

В свою очередь, директор ГМИИ, 84-летняя Ирина Антонова, называет эти художественные ценности компенсацией за российские потери в истребительной войне, которую вели немцы. Ее в этом мнении поддерживают российское правительство и Дума.

Таким образом, только сотрудничество музеев поможет решить проблемы. Как говорит Леманн, на базе будущего сотрудничества могут быть организованы выставки. Это будет делаться для того, чтобы общественность наконец-то узнала, в чем состоит суть споров о трофейном искусстве. Также немецкие музеи, возможно, предоставят молодым российским ученым возможность стажировки.

Мартин Рот, генеральный директор Государственных художественных собраний Дрездена, как и глава Фонда прусского культурного наследия, тоже ставит на двусторонние отношения между музеями и учеными.

В одном из научных проектов речь идет о художественном обмене между Германией и Россией с XVII века до 1960 года. С научной точки зрения гораздо важнее провести инвентаризацию до сих пор закрытых запасников и отреставрировать художественные ценности, чем настаивать на их немедленном возвращении в Германию, считает Рот. А затем можно было бы воспользоваться дырами, которые закон, принятый Думой, оставляет для частной собственности; речь идет, например, о Бременской коллекции Балдина. (Перевод на сайте Inopressa.ru).

По данным Берлинской академии искусств, Россия вывезла в войну более 1 млн произведений искусства

На прошлой неделе Берлинская академия искусств сообщила, что более 1 млн произведений искусства было вывезено во время второй мировой войны из Германии в Россию. Пердставители академии отметили, что сохраняется надежда на возвращение значительной части вывезенных культурных ценностей.

Ответственный за реституцию в академии Вольфганг Маурус сказал, что Красная армия вывезла в СССР более 1 млн произведений искусства и около 4,5 млн книг.

Маурус подчеркнул, что Россия пока не полностью выполняет обязательства, добавив, что в этой стране до сих пор находятся ящики, наполненные произведениями искусства, к которым запрещен доступ немецких экспертов.

Как стало известно, российская сторона частично удовлетворила претензии восьми иностранных государств о возвращении им культурных ценностей, вывезенных в СССР во время Второй мировой войны.

Ранее ретензии выставили Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Люксембург, Нидерланды и Украина. Часть этих претензий уже удовлетворена, а часть рассматривается или принята к рассмотрению.

Как стало известно, удовлетворена претензия правительства Нидерландов по 22 фондам архивных документов ирландского происхождения, находившихся в России, а также коллекции гравюр и живописи западноевропейских мастеров.

Кроме того, Россия готова вернуть Венгрии библиотеку Шарошпатокского реформаторского колледжа, состоящую из большого числа инкунабул - первопечатных изданий, выпущенных в Европе до 1501 года.

Кроме того, решено восстановить право собственности Украины на четыре фрагмента фресок из Государственного Эрмитажа. В отношении оставшихся фрагментов фресок, на которые претендуют правительство Украины, сейчас проводится экспертиза.

В стадии рассмотрения находятся обращения Австрии о возвращении 649 фрагментов среднеперсидских документов на папирусе из коллекции Австрийской национальной библиотеки и 400 томов из библиотеки князей Эстергази; Бельгии - о возвращении 40 архивных фондов; Греции - о возвращении архива еврейской общины города Салоники; Люксембурга - о возвращении архива масонских лож.

В настоящее время есть некоторые сложности с возвращением в Германию Библии Гуттенберга, сообщает "Интерфакс". Как предполагают, вопрос между Россией и Германией может быть решен только на основе абсолютно адекватного обмена.