После 10 лет кропотливой исследовательской работы известному французскому ученому Жаку Барьяру удалось впервые воссоздать на чертежах точный образ одного из семи древних "чудес света" - Фаросского маяка в Александрии. По некоторым сведениям, Барьяр намерен представить огромный макет маяка на международной выставке в Париже в ноябре этого года, передает ИТАР-ТАСС.
Барьяр много времени посвятил изучению записок арабских средневековых путешественников, которые своими глазами видели древний памятник. Он был воздвигнут в Ш веке до н.э. на острове Фарос, простоял более 1600 лет и погиб в результате землетрясения 1375 года.
Большую роль сыграло и сотрудничество ученого с французским Центром по изучению Александрии, ведущим подводные археологические исследования у побережья древней столицы Египта. Именно благодаря им в 1980 году были обнаружены на дне Средиземного моря развалины гениального творения греческого архитектора Сострата.
Барьяр убежден, что его макет даст абсолютно точное, соответствующее исторической действительности представление о том, как выглядел 150-метровый маяк. Фаросское "чудо света" было воздвигнуто предположительно в 279 году до н.э. по приказанию царя Птолемея П и стало символом эллинистической Александрии.
"Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов"
Строителем маяка был Сострат Книдский. На мраморной стене сооружения Сострат, как это иногда делали скульпторы, высек надпись: "Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов". Как было установлено учеными по древним книгам, нижний этаж трехярусной башни имел 4 грани, обращенные на север, восток, запад и юг. Восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж венчал купол со статуей Посейдона высотой около 7 м.
В то же время сам маяк был еще и укрепленной крепостью. По отзывам путешественников, одна из статуй, украшавших башню, указывала рукой на солнце, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, встроенный в средневековую крепость. До появления маяка история архитектуры не знала примеров, когда сооружение, имевшее, техническое назначение, становилось предметом всеобщего почитания и даже поклонения.
Семь чудес света : храм Артемиды в Эфесе, Фаросский (Александрийский) маяк, мавзолей в Геликарнасе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Колосс Родосский, египетские пирамиды, статуя Зевса Олимпийского. В настоящее время, как известно, сохранились только пирамиды.