Reuters

В Нью-Йорке за 4,1 миллиона долларов с аукциона продана легендарная статуэтка мальтийского сокола из одноименного фильма 1941 года. Поиски статуэтки в экранизации романа Дэшиэла Хэммета сделали Хамфри Богарта звездой первой величины и открыли в кино эпоху жанра нуар.

Художник картины создал статуэтку по образцу кубка из знаменитого английского дома-сокровищницы Чатсуорт-хаус по заказу режиссера Джона Хьюстона.

"Цена, которую отдали за статуэтку, показывает, какое значение она имеет. Мальтийский сокол занимает важное место в истории кинематографа и является одним из самых значимых созданий реквизиторов", - цитирует The Hollywood Reporter представителя аукционного дома Bonhams Кэтрин Вильямсон.

Наряду с первым бэтмобилем, проданным за 4,6 млн долларов, и Aston Martin, на котором ездил Шон Коннери в "Голдфингере", статуэтка сокола стала одним из самых дорогих артефактов в истории кино.

Как указано на сайте Bonhams, для фильма было изготовлено две идентичных статуэтки, однако в съемках была задействована только одна. Проданная на аукционе птица из литого свинца с патиной снабжена инвентарным номером студии Warner Bros., а также у нее слегка погнуты перья хвоста, поскольку сокол падал в кадре.

Мальтийский сокол с 1980 года принадлежал неназванному калифорнийскому коллекционеру. Новый владелец, который вел торги по телефону, также предпочел не разглашать свое имя публике.

В 2007 году в Сан-Франциско из ресторана была похищена копия знаменитой статуэтки. Ресторан John's Grill, в котором любил бывать писатель Дэшел Хэммет, вскоре после выхода фильма был переименован в честь "Мальтийского сокола" и стал своеобразным музеем. Это заведение также упоминается в книге, которая была положена в основу фильма.

"Мальтийский сокол" - уникальный случай в мировой культуре, когда и роман, и фильм, поставленный по роману, каждый создали по новому жанру - в литературе и в кино соответственно.

Жанр нуар, начало которому было положено экранизацией "Мальтийского сокола" 1941 года, - один из главных элементов массовой культуры XX века. Черно-белое изображение, мрачная урбанистическая атмосфера, крутые мужчины в шляпах, сигары, роковые женщины и, конечно, детективный сюжет: узнаваемость жанра стопроцентная. Фильм, поставленный по книге, определил героя кино 1940 - 1950-х годов.

Роман является наиболее ярким образцом хард-бойлд-детектива, он оказал большое влияние на писателей XX века, например, другого классика жанра Рэймонда Чандлера. В романе герой Спейд выходит на след убийцы своего партнера Майлза Арчера. Он встречает лгунов, обманщиков и мошенников, готовых убить, чтобы заполучить в свои руки статую, которая, как они думают, сделана из чистого золота и покрыта черной краской.

Богарт - абсолютная икона для американского кинематографа, в 1999 году Американский институт кино назвал его самым великим актером всех времен. Богарт играл главные роли во многих фильмах нуар. Среди них и "Большой сон" 1946 года по одноименному роману второго после Хэммета классика хард-бойлд-детектива Рэймонда Чандлера и знаменитейший фильм 1942 года "Касабланка". Созданный им в "Мальтийском соколе" образ сыщика стал каноническим.