НТВ

Юбилейный Каннский фестиваль завершился. Главная Каннская пальма уехала в Румынию. Впервые в истории фестиваля русский актер Константин Лавроненко получил каннский приз за лучшее исполнение главной роли в фильме "Изгнание". Итоги кинофестиваля в Каннах подводит российская пресса, лучшие цитаты из которой приводит сайт Заголовки.ru.

Напомним, "Золотую пальмовую ветвь" получила румынская картина "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристиана Минджиу. Приз за лучшую женскую роль достался кореянке Чон До Ен ("Тайный солнечный свет"), за лучшую мужскую роль - Константину Лавроненко ("Изгнание"). Гас ван Сент ("Параноидальный парк") получил специальную юбилейную награду фестиваля, лучшим режиссером стал Джулиан Шнабель ("Скафандр и бабочка"), сценаристом - Фатих Акин ("На краю неба"), а Гран-при выиграла японка Наоми Кавасе ("Утренний лес"). (Название последней картины ошибочно переводят на русский с английского как "Утренний лес", на самом деле в названии слово "mourning", что значит "траурный, печальный".)

- Что из программы Каннского фестиваля можно будет посмотреть на ММКФ

Константин Лавроненко, сыгравший в "Изгнании", первым из русских актеров в истории фестиваля стал обладателем приза за лучшую мужскую роль. Победа тем более значима, что, во-первых, у Лавроненко были такие мощные конкуренты, как Хавьер Бардем, Мэтью Амальрик и Джейк Джилленхол. Во-вторых, жюри было трудным для "Изгнания": председатель Стивен Фрирз вряд ли по своим эстетическим взглядам мог стать пламенным поклонником этого фильма, а самый авторитетный член жюри Марко Беллоккио был в свое время главным, но неудачливым, соперником Звягинцева в Венеции, отмечает "Коммерсант".

Звягинцев после премьеры своего фильма и пресс-конференции уехал из Канн, но на всякий случай оставался неподалеку, в Париже, откуда и был срочно вызван обратно в день раздачи призов. Лавроненко же спокойно уехал в Россию, ведь о том, что приз будет вручен нашему актеру, догадаться было трудно. Вручение приза за главную мужскую роль Константину Лавроненко стало для него неожиданностью. "Честное слово, даже и в мыслях не держал, что могу победить!" - сказал актер в телефонном интервью "Комсомольской правде". А на пресс-конференции, пишет КП, актер признался, что узнал о присуждении ему приза… в душе. Звягинцев, получая приз за Лавроненко, сказал: "Он это заслужил. Спасибо жюри. Я счастлив".

Россию вспоминали еще раз, когда Павел Лунгин вручал "Золотую камеру" израильскому фильму "Meduzot", а ассистировавшая ему актриса процитировала Маяковского: "Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно". Между тем вторая российская картина, сокуровская "Александра" осталась без призов, хотя фестивальная пресса была неплохой, и картина от французских критиков получила четыре маленькие "пальмочки" (высший балл в рейтинге критиков "Le film francais"). Чуда не произошло - русские не смогли выиграть главный приз Каннского кинофестиваля, констатирует РБК daily.

Звезды сошлись на сей раз для нового румынского кино. Хотя для одного из его представителей успех пришел с опозданием: Кристиан Немеску разбился на машине и так не узнал, что его "Мечта о Калифорнии" признана лучшей картиной программы "Особый взгляд".

Но главным триумфатором стал Кристиан Мунчжиу. Его фильм "4 месяца, 3 недели и 2 дня" был показан в самом начале фестиваля и сразу выбился в фавориты у критиков. История студенток, живущих в бухарестской общаге времен падения социализма, и в самом деле талантливо снята и искренне сыграна. Через историю одного подпольного аборта режиссер рассказал так много о социализме, о человеческой натуре и о тоталитарном ХХ веке, что заслужил и главную каннскую награду, и приз критиков ФИПРЕССИ: критики назвали молодого режиссера продолжателем традиции "этического реализма" братьев Дарденн. Такое единение - редкий случай в истории фестиваля, отмечает "Независимая газета".

В этом году каннское жюри оказалось щедрым и справедливым, не оставив без приза никого, кто его заслуживал, пишут "Новые известия". Но с ними не соглашается "Коммерсант", который отмечает, что одной из главных сенсаций стало то, что жюри проигнорировало фильм братьев Коэн "Нет места для стариков", который считался фаворитом конкурса, но не получил даже приза за мужскую роль для Хавьера Бардема, блестяще сыгравшего отморозка-терминатора. Ничего не получил и "Зодиак" Дэвида Финчера. Все забыли про близкий по теме "Импорт-экспорт" Ульриха Зайдля, и даже показанный под занавес фестиваля "Завет" Эмира Кустурицы прошел как будто незамеченным.

Из именитых участников конкурса многие, в том числе Квентин Тарантино и Джоэл и Итан Коэны, привезли произведения чисто жанровые, не претендующие на реалистичность и человеколюбие, которые так любят поощрять на фестивалях. Поэтому неудивительно, что среди лауреатов много тех, чьи имена неизвестны широкой публике, пишет ГАЗЕТА.GZT.ru.

"Московский комсомолец" сетует на то, что в итоге призы достались не ярким и интересным, а "идеологически выдержанным" картинам. В итоге "звездные" картины остались без наград, зато жюри сдержало слово, дав шанс молодым и неизвестным режиссерам.

Но 60-й, юбилейный фестиваль прекрасно начинался (румынской лентой, ставшей в итоге лучшей) и прекрасно закончился конкурсным показом фильма Эмира Кустурицы "Обещай мне это" (в российском прокате – "Завет"). Яркий и смешной фильм знаменитого сербского хулигана выпал из ряда довольно анемичных лауреатов, отмечает "Российская газета". Впрочем, было понятно, что Эмиру Кустурице третьей "Золотой пальмы" (после пальм за "Папу в командировке" и "Андерграунд") не видать.

И наконец, самых высших похвал заслуживал и фильм, показанный на закрытии фестиваля, - "Мрачное средневековье" Дени Аркана. Тонкий, ироничный мастер трагикомедии на грани абсурда, канадский режиссер мог бы пополнить свою коллекцию каннских трофеев. Но его картина на этот раз демонстрировалась вне конкурса.

Словом, юбилейный Каннский фестиваль прошел почти без скандалов, ровно и пристойно. Жюри не позволило себе порезвиться, Кустурица уехал заслуженно без награды, победил действительно сильный фильм. Учитывая, что сюжетными лейтмотивами Каннского фестиваля стали убийства, депрессии, призраки смерти и аборты, а героями - маньяки-терминаторы, сексуальные садисты, а также полониевые отравители, острословы из фестивальной газеты Metro предложили назвать 60-й Каннский фестиваль "4 свадьбы, 15 похорон... и 2 аборта", отмечает "Коммерсант".

Но на самом деле это ничего не меняет - тенденции в мировом кино будут совсем иными, и минувший Каннский фестиваль это только подтвердил. В этот раз у него были две основные черты: политика и Америка, они и имеют значение, пишет издание РБК daily. Политика - это и Майкл Мур с документальным фильмом Sicko, после которого в США было начато расследование деятельности непримиримого режиссера, и мультфильм "Персеполис", по поводу которого свое неудовольствие выразил Иран и которому вручили специальный приз жюри, и наконец, решение показать документальный фильм об Александре Литвиненко, что поставило жирную точку в политической истории нынешнего фестиваля.

Америка - это и конкурсанты, многих из которых, например братьев Коэн, считали главными претендентами на победу. И масса внеконкурсных премьер голливудских лент, среди которых тоже были политические.

Что из программы Каннского фестиваля можно будет посмотреть на ММКФ

Картину румынского режиссера Кристиана Минджиу "Четыре месяца, три недели и два дня" (4 luni, 3 saptamini si 2 zile), получившую "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, можно будет увидеть на Московском международном кинофестивале в июне, а в российский прокат фильм выйдет в начале следующего года. Об этом РИА "Новости" сообщил Антон Мазуров, креативный директор компании "Кино без границ", купившей права на прокат фильма.

"Мы купили картину, которая получила приз "За лучшую режиссуру" - "Скафандр и бабочка" (Le scaphandre et le papillon) Джулиана Шнабеля, - картину Ким Ки Дука "Вздох" (Soom), которая не получила призов, но это не отменяет необходимости ее показывать. Она выйдет в январе, а "Скафандр и бабочка" - в начале следующего года", - сообщил Мазуров.

Кроме того, по его словам, на Московском кинофестивале, возможно, будет показан фильм австрийского классика Ульриха Зайдля "Импорт-экспорт" с украинской актрисой российского происхождения Екатериной Рак.

"Поскольку Московский фестиваль готовится в последний момент, полную ретроспективу Зайдля - классика австрийской документалистики, снявшего, вдобавок, две игровые картины - показать не удастся, но мы надеемся показать его каннский фильм", - сказал собеседник агентства.

Он добавил, что в следующем году в России пройдет и картина шведского режиссера Роя Андерссона "Ты, живущий" (Du levande). "Это одна из лучших картин фестиваля вообще: она только случайно не попала в конкурс, потому что режиссер снимал ее семь лет, зато эта замечательная сюрреалистическая картина попала в программу "Особый взгляд", - прокомментировал Мазуров. "Андерссон сам приедет представлять картину в сентябре на московской Неделе шведского кино", - заключил он.

По оценкам Мазурова, доля России на Каннском кинорынке была невелика: было куплено картин "всего на несколько миллионов долларов".