Вести

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

В последнее время всех очень беспокоит Америка. Говорят этой замечательной во всех отношениях стране грозит дефолт, и даже срок его точно известен - 2 августа. Так что до краха американской экономики - к радости ее многочисленных недоброжелателей и к огорчению не менее многочисленных приверженцев ее ценностей - осталось менее двух месяцев.

Поводом для столь катастрофических прогнозов стала ситуация с государственным долгом: к середине мая он достиг 14,294 трлн долларов и тем самым уперся в потолок, утвержденный Конгрессом США. Процедура законодательного установления верхней границы внешних заимствований - чисто американское изобретение, которому от роду уже 95 лет.

Теперь, если до 2 августа потолок внешних заимствований в очередной раз не будет законодательно повышен (при президенте Обаме это происходило уже трижды и теперь администрация просит "добавить" еще 2,4 трлн долларов), стране грозит дефолт.

Сложившаяся ситуация уже отзывается гулким эхом на международном финансовом пространстве. Международное рейтинговое агентство Moody's пригрозило пересмотреть кредитный рейтинг США в сторону понижения - причем сразу на несколько пунктов, если Америка пропустит хотя бы одну выплату по своим долговым обязательствам.

А два месяца назад другое международное рейтинговое агентство Standard & Poor's уже понизило прогноз долгосрочного рейтинга США со "стабильного" на "негативный": по сравнению с другими странами, имеющими рейтинг ААА, у США слишком большой бюджетный дефицит (10,5% ВВП) и государственный долг (93% от ВВП).

Последствия потенциального американского дефолта в мировом масштабе даже трудно себе представить. При оценке предстоящего ущерба остается только согласиться со словами министра финансов США Тимоти Гайтнером: "Дефолт может вызвать финансовый кризис, который будет сильнее, чем тот, после которого мы только начинаем сейчас восстанавливаться".

На этом, пожалуй, паническую хронику можно закончить и высказать свой прогноз: никакого дефолта в Америке не случится. Нужное количество голосов в Конгрессе наберется и новый потолок внешних заимствований будет установлен.

Новый полномасштабный экономический кризис не нужен ни самой Америке - хоть правящим демократам, хоть рвущимся во власть республиканцам, ни остальному миру, еще не вполне отошедшему от шока предыдущего кризиса, зародившегося, к слову, также в США.

Да и вряд ли вся мировая политическая и финансовая элита будет пассивно ждать два месяца, пока наступит объявленный "день икс". Ведь проблемы американской экономики - это без преувеличения проблемы всего мирового сообщества (хочет оно того или нет).

Стоит учесть, что экономика США - по объему составляет четверть мировой, а американский доллар - мировая резервная валюта, которая входит в корзины всех ведущих государств. Из 14 трлн долларов нынешнего американского долга, более 4 трлн долларов держат иностранные инвесторы, крупнейшим из которых является Китай (на его долю приходится свыше 1 трлн долларов). В общем, нет особых сомнений, что против американского дефолта поднимется не только администрация Обамы, но и весь финансовый мир. Так что дефолт не пройдет!

Можно предположить, что настоящая проблема сегодняшней Америки - не в долговом кризисе, а в необходимости как можно скорее завести механизм экономического роста. Таковым всегда было частное потребление (на его долю приходится, по крайней мере, 70% ВВП США). А сейчас оно падает, поскольку кризис нарушил многолетний инструмент стимулирования этого самого частного спроса - поток дешевых потребительских и ипотечных кредитов, на которых жила вся Америка.

Эта проблема тесно связана с другой - высоким уровнем безработицы в стране: он никак не может опуститься за отметку в 9%. Дабы компенсировать выпадающий частный спрос, администрация вынуждена наращивать госрасходы, - получается своеобразный замкнутый круг, ведущий к стагфляции, из которого лучшие экономические умы Америки пока не нашли выхода.

И эта задачка будет посложнее противостояния дефолту, которое осуществляется простым большинством голосов конгрессменов.