МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Российская экономическая школа (РЭШ) и Citigold (подразделение Citibank по управлению состояниями обеспеченных клиентов) опубликовали исследование, посвященное состоятельным россиянам - тем, у кого есть свободных средств от 50 до 500 тысяч долларов. В 2009 году число таких людей в России сократилось с 1,2 миллиона до 990 тысяч человек.
Если исходить из верхней планки, заданной авторами исследования, несложно увидеть, что речь идет не о так называемых "олигархах" - российских миллиардерах, а о менее обеспеченной и более многочисленной группе. В основном, состоятельные люди в России - это топ-менеджеры, в том числе из госкомпаний.
К богачам в России отношение не слишком доброжелательное, особенно со стороны тех, у кого денег не в пример меньше. И все же, не следует торопиться с выводами, поскольку многие стереотипы не соответствуют действительности.
Например, из исследования следует, что менее четверти (всего 22%) состоятельных россиян имеют вложения за рубежом. И объем этих вложений - лишь 12% от общих ликвидных средств. Все остальное работает внутри страны.
Как заметил ректор РЭШ Сергей Гуриев, "уже сегодня эти люди генерируют 25% доходов населения страны и аккумулируют 30% объема всех банковских депозитов в России". Иными словами, российские богачи в кризис поверили российской банковской системе, что помогло ей удержаться на плаву, а властям позволило вложить в ее спасение гораздо меньше денег, чем пришлось бы, начнись массовое изъятие вкладов.
Банки, кстати, не остались в долгу: предлагавшиеся в прошлом году более чем щедрые проценты по депозитам с лихвой оправдали риск от вложений.
Впрочем, если для банковской системы деньги богачей - всего треть всех денег, которые население держит на счетах, то для российского фондового рынка и, особенно рынка коллективных инвестиций, роль этих людей просто критична. По словам Гуриева, в 2009 году порядка 60% средств, вложенных в ПИФы, были деньгами именно этой категории людей.
Несмотря на довольно критичное отношение многих к российскому фондовому рынку, он играет весьма важную роль. В кризис многие российские банки и корпорации предпочли не брать слишком дорогих кредитов, а привлекать необходимые средства путем размещения облигаций. И деньги богачей работают в российской экономике, трансформируясь, в том числе, и в зарплаты, которые платятся работникам компаний, размещавших облигации.
Для того, чтобы оценить масштаб финансирования российской экономики ее состоятельными гражданами, достаточно одной цифры - 3,4 трлн рублей. Именно такую сумму инвестировала на конец 2009 года категория людей, ставшая предметом исследования РЭШ и Citigold. Причем цифра эта за год снизилась на 800 миллиардов рублей - с 4,2 трлн рублей в 2008 году. Для сравнения, весь Резервный фонд правительства достигал максимум 4,8 трлн рублей.
И, какое бы раздражение ни вызывали люди, живущие в дорогих домах и квартирах и разъезжающие в дорогих автомобилях, не следует забывать, что их инвестиции в стране никакое государство не сможет заменить.
Поэтому когда чиновники начинают рассуждать о том, что неплохо бы обложить богатых дополнительными налогами, речь идет всего лишь о том, что государство собирается отобрать у состоятельных людей часть денег, работающих в российской экономике, причем в эффективных компаниях, приносящих прибыль и привлекающих тем самым инвесторов.
Как государство собирается поступить с этими деньгами? Тоже вложить, только туда, куда посчитает нужным - в проведение олимпиады или строительство "новых Васюков" в Сколково. Будут ли эти вложения более эффективными и полезными для страны и ее граждан? Большой вопрос.