МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Американские банкиры воспрянули духом. Один из самых длительных периодов роста на мировых фондовых и товарных рынках, все более позитивные статистические данные, выходящие по всему миру, неожиданно радужная корпоративная отчетность - все это резко изменило тональность экономической дискуссии.
Еще совсем недавно - пару-тройку месяцев назад - в центре внимания, как правило, оказывались мрачные апокалиптические прогнозы, которые предрекали новый, еще более страшный виток кризиса, который относили то на осень этого года, то на начало следующего.
Верхом оптимизма считались прогнозы, предусматривающие слабый - на грани стагнации - рост развитых стран во главе с США в третьем - четвертом квартале этого года и вялое восстановление в следующем году.
Постепенно этот сценарий стал основным и официальным практически повсеместно, включая и Россию. По оценке вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, возврат российской экономики на докризисный уровень займет 4-5 лет.
Из аналогичного сценария исходит и американская администрация, которая не собирается в обозримом будущем отказываться от финансового стимулирования экономики и предусмотревшая на следующий финансовый год (начинается 1 октября) реализацию значительной части мер из "пакета Обамы" стоимостью 787 миллиардов долларов.
Однако по мере нарастания оптимизма на фондовых и товарных рынках, подогреваемого убедительными результатами китайской экономики, которая начала вытаскивать из рецессии остальную Азию, по мере появления все новых сообщений из разных концов света о возобновлении экономического роста настроение в экспертном сообществе начинает меняться.
Появилась целая группа экономистов во главе с Джеймсом Глассманом из JPMorgan Chase, бывшим управляющим Федерального резерва Лоуренсом Майером и Стивеном Стенли из RBS Securities, которые отстаивают "V-образный" сценарий развития нынешнего кризиса, предусматривающий почти столь же резкое восстановление, как и предыдущий обвал.
Они готовы поставить на отложенный на время кризиса спрос со стороны населения практически на все, за исключением товаров первой необходимости. Сообщение о выходе из рецессии уже само по себе вернет этот спрос на рынок.
На утверждение о том, что восстановление будет долгим и мучительным из-за гигантской бреши, пробитой в благосостоянии американцев из-за падения цен на недвижимость и другие активы, высокого уровня частной задолженности и рекордной за десятилетие безработицы, они отвечают, что брешь не так велика, а потери восполнимы. К грандиозным государственным мерам, направленным на стимулирование спроса и облегчение долгового бремени, добавляется ралли на фондовых и товарных рынках. На нем зарабатывают не только банки, но и простые американцы.
Что же касается цен на недвижимость, то нет никаких оснований полагать, что возобновившийся рост не будет таким же интенсивным, как раньше.
На волне этого оптимизма, который выливается в рекордные даже по предкризисным меркам прибыли, оживший финансовый сектор США начал возвращаться к привычному образу жизни. Нанимается новый персонал, зарплаты и бонусы повышаются - началась битва за временно оставшихся не у дел трейдеров и аналитиков.
Банки стремятся побыстрее вернуть государственную помощь, чтобы избавиться от связанных с ней ограничений на выплаты персоналу.
Все это создает угрозу того, что восстановление экономики будет простым перезапуском системы, в которой доходы населения и экономический рост основываются на росте стоимости активов.
Подпитывать этот рост будут масштабные денежные вливания, уже и без того изрядно подорвавшие доверие к мировым валютам, которые эмитируются в гигантских количествах для покрытия опять же рекордных бюджетных дефицитов.
Именно это отсутствие доверия заставляет инвесторов вкладывать деньги в сырье - Bank of America уже заявил о планах на четверть увеличить персонал в своем подразделении, анализирующем товарные рынки и инвестирующем там средства банка и клиентов.
Все это означает, что фундаментальные перекосы, которые привели в нынешнему кризису, не только не будут устранены, но напротив - только усугубятся, и следующий обвал через несколько лет будет еще более болезненным и разрушительным.
Секретарь Казначейства США Тимоти Гайтнер уже вынужден опровергать опасения относительно такой возможности, заявляя, что администрация Обамы не допустит надувания новых финансовых пузырей.
Однако эти уверения звучат пока не слишком убедительно, поскольку, пойдя на бюджетный дефицит, который рискует перевалить в этом году за 1,8 триллиона долларов, администрация сделала ставку не на оздоровление экономики, а на восстановление существовавшей системы за счет дополнительной эмиссии денег.