В столице Дагестана в четверг был вынесен приговор бизнесмену, владельцу старейшего петербургского швейного предприятия "Маяк" Сергею Петрову. Он признан виновным в организации убийства 17-летней давности. Тогда киллерами был расстрелян дагестанец Тахир Казаватов, занимавший должность заместителя главы "Маяка". По одной из версий, Казаватов промышлял рэкетом и рейдерством.
По решению Верховного суда республики Сергей Петров проведет за решеткой 13 лет. А прокуратура просила для него 17 лет лишения свободы, пишет "Фонтанка".
По версии следователей, бывший фактический владелец "Маяка" Петров организовал убийство по найму, совершил мошенническое хищение акций предприятия, принадлежавших семье Казаватова, и вымогательство долей аффиллированной с ним компании.
Виновными в убийстве Казаватова также признаны юрист и бывший помощник депутата Законодательного собрания Петербурга Ольги Литвиненко Станислав Дмитренко и экс-начальник студенческого общежития Степан Загоруйко. Они получили по 12 лет лишения свободы. Еще один подсудимый, уроженец Дагестана Шамиль Алибеков, признан виновным в незаконном обороте оружия и убийстве. Он приговорен к 10 годам колонии и отпущен из зала суда, так как срок его изоляции истек.
Как следует из материалов уголовного дела, 11 февраля 2000 года примерно в 23:00 киллеры подъехали ко двору дома N13 по улице Шоссе Аэропорта в Махачкале и расстреляли коммерсанта Казаватова, сидевшего в своем автомобиле ГАЗ-3102. Всего было произведено не менее пяти выстрелов. Пострадавший скончался от огнестрельного ранения в голову.
Дело об убийстве Казаватова рассматривалось дважды. В первом процессе участвовали Загоруйко, Дмитренко и Алибеков, и приговор по этому делу был отменен Верховным судом России. Сергея Петрова в список обвиняемых Следственный комитет Дагестана добавил зимой 2014 года, и поводом для этого послужили показания сидевшего в камере Алибекова. Он "вспомнил", как убийство будто бы обсуждалось в ресторане "Абрикосов" на Невском проспекте, и указал на Петрова. Бизнесмен был тайно вывезен из Петербурга в Махачкалу и арестован.
Сейчас Сергею Петрову исполнилось 68 лет. В советские годы он заведовал лабораторией кафедры конструирования и технологии швейных изделий Института текстильной и легкой промышленности, занимал пост заместителя гендиректора Гардинно-кружевного объединения, руководил "Маяком", возглавлял ассоциацию промышленных предприятий Санкт-Петербурга. В 1990-х годах он занимал должность зампредседателя комитета экономики и промышленной политики администрации Санкт-Петербурга. Петров также был членом общественного совета города.
Версия: убийство акционера-"рэкетира" заказал его брат
Агентство "Оперативное прикрытие" называет вынесенный Петрову обвинительный приговор беспрецедентным. Дело в том, что уголовное преследование "красного директора" и некогда высокопоставленного чиновника началось уже после того, как все арбитражные инстанции признали право Петрова на приобретение у третьих лиц акций ЗАО "Маяк" (швейное производство и бизнес-центр), на которые претендовал младший брат убитого "авторитетного" предпринимателя и совладельца "Маяка" Тахира Казаватова - Рашид.
На фоне финансового спора вокруг активов предприятия и возникло странное уголовное дело, в основу которого были положены показания Шамиля Алибекова. Причем Алибеков пришел к следователям "по совету известного в криминальных кругах Северного Кавказа Маги Манасского", писала пресса.
4 октября 2012 года расследование возобновили по заявлению Рашида Казаватова. Сразу после этого в дагестанское управление СК РФ и пришел с чистосердечным признанием Шамиль Алибеков. Свой поступок он мотивировал боязнью кровной мести со стороны родственников Тахира Казаватова.
Согласно первоначальным показаниям Алибекова, именно он участвовал в феврале 2000 года в устранении Тахира Казаватова. Другим киллером якобы был Александр Шиянов. Но проверить показания Алибекова было уже невозможно, поскольку Шиянов позднее погиб.
Со слов Алибекова, его и Шиянова вызвали в Санкт-Петербург из Дагестана "серьезные взрослые мужчины". В кафе двум подельникам четверо организаторов не только предложили убить Казаватова, но и почему-то подробно рассказали, зачем это надо и как будет делиться имущество жертвы.
Осенью 2012 года Сергея Петрова пригласили в ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу и предложили принять участие в сеансе связи по Skype. Алибеков по интернету с готовностью "опознал" в Петрове главаря банды и заказчика убийства, действовавшего под кличкой Петрович. Поскольку обвинения в организации убийства по найму выглядели полным абсурдом, гендиректор "Маяка" даже не принял их всерьез, утверждает "Оперативное прикрытие".
В январе 2013 года Петров спокойно отправился на допрос, после которого на него на улице напали люди в штатском. Они насильно усадили "красного директора" в автомобиль без номеров и с тонированными стеклами. Купив билет на деньги, взятые из кармана Петрова, эти же люди этапировали его в СИЗО Махачкалы. Похитителями оказались сотрудники СУ СК России по Дагестану.
Вскоре друзьям и родственникам Сергея Петрова было предложено заплатить взятку в размере 10 миллионов евро за прекращение уголовного преследования. Однако гендиректор "Маяка" отверг сделку, будучи убежден в своей полной невиновности.
Во время разбирательства российская Фемида проигнорировала то, что показания Алибекова противоречат реальности: кафе, в котором якобы проходили переговоры, появилось в том виде, как оно представлено в обвинительном заключении, лишь в 2002 году. То есть тремя годами позже. Пистолет, из которого якобы расстреляли Тахира Казаватова, оказался переделкой из газового, а глушитель - имитацией. Из такого оружия, согласно двум экспертизам, невозможно было вести кучный огонь.
Пули, извлеченные из тела жертвы, не подходили к пистолету, так как их диаметр был меньше диаметра ствола. Сам Алибеков в ходе судебного заседания поменял свои показания, сказав, что не видел и не слышал, как происходило убийство, а лишь выполнял функцию шофера.
Сергея Петрова признали лидером "преступной группы" невзирая на то, что единственным звеном, связывавшим его с криминальным миром, был сам потерпевший Тахир Казаватов.
Тахир Казаватов закончил петербургский Институт физической культуры имени Лесгафта по специализации "классическая борьба". Он работал на фабрике "Маяк" инструктором производственной гимнастики. А в 1990-е годы Тахир активно занимался "крышеванием" в Санкт-Петербурге. В итоге он не раз конфликтовал с конкурентами из других группировок и становился объектом покушений.
Эти сведения подтвердил в суде один из свидетелей - Руслан Дагиров (имя изменено). Он пояснил, что знает Сергея Петрова с 1990 года, так как ЗАО "Маяк" открывало филиал в Махачкале, где постоянно проживает Дагиров. Он также был знаком и с Рашидом Казаватовым (младший брат Тахира Казаватова), который проходил по уголовному делу в качестве потерпевшего.
В 2003 году на Руслана было совершено покушение. По мнению Дагирова, это преступление организовал именно Рашид. Ему якобы не понравилось, что Руслан встал на защиту внебрачного сына Тахира, который претендовал на имущество погибшего отца. Между тем автомобилями, деньгами и ювелирными изделиями убитого завладели Рашид и "его люди".
Дагиров добавил, что Тахир, проживавший в Петербурге, "крышевал ларьки", а впоследствии стал крупным акционером, получив около 30 процентов ЗАО "Маяк". Однажды Дагиров стал свидетелем покушения на Тахира. В 1993 году они вместе подъехали к петербургской квартире Казаватова и были обстреляны киллерами. Руслан тогда получил ранение, а Тахир уцелел.
Примерно за три месяца до своей смерти Тахир Казаватов перестал принимать дома пищу, якобы опасаясь, что его отравит младший брат (Рашид проживал вместе с женой в квартире старшего брата на улице Марата в Петербурге).
По данным прессы, за убийством Тахира действительно может стоять Рашид, который не так преуспел в бизнесе. Младший Казаватов был лишь бригадиром строителей, а после смерти Тахира рассчитывал стать полноправным хозяином "Маяка". Это желание возникло после того, как гендиректор предприятия сумел вытащить фабрику из предбанкротного состояния и выстроил рентабельные производственные и коммерческие процессы. А наиболее привлекательным активом является даже не сам бизнес, а земля. "Маяку" принадлежал земельный участок у станции метро "Московские ворота", который можно застроить элитным жильем.