Moscow-Live.ru

Высшая судебная инстанция Российской Федерации оставила в силе приговор, вынесенный коварному маньяку-отравителю из Ярославской области. 37-летний менеджер признан виновным в убийстве шести человек, включая домочадцев и даже следователя.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ рассмотрела кассационную жалобу Вячеслава Соловьева, отравившего ядом шесть человек. Решением судей приговор Ярославского областного суда о пожизненном заключении обвиняемого оставлен в силе, передает "Интерфакс" со ссылкой на областную прокуратуру.

По приговору суда с осужденного будет взыскано 150 тысяч рублей компенсации морального вреда. Деньги получит сестры его убитой супруги. Кроме того, в пользу супругов Голубевых, которым удалось выжить, убийца выплатит по 400 тысяч рублей каждому.

После вынесения областным судом приговора о пожизненном заключении защита Соловьева обратилась в Верховный суд с кассационной жалобой и требованием сократить срок наказания. По мнению адвокатов, действия убийцы были вызваны черепно-мозговой травмой, полученной им в прошлом.

Напомним, Соловьев был признан виновным в отравлении своих трех жен, дочери, тещи и других родственников. Жертвами маньяка также стали соседи, сослуживцы и следователь Дзержинского РУВД Ярославля, который вызвал злоумышленника на допрос по другому делу.

Рассмотрение дела Соловьева в суде началось в апреле 2008 года, но было отложено из-за попытки самоубийства, предпринятой подсудимым. Тогда в перерыве между слушаниями Соловьев порезал себе вены прямо в здании суда, после чего его госпитализировали. Слушания возобновились в конце апреля.

Таллий появился из ниоткуда

По данным следствия, первой жертвой маньяка стала его первая жена Ольга. Знакомы они были еще со школы и прожили вместе 14 лет, а в 1989 году у супругов родилась дочка Настя.

Соседям семья Соловьевых казалась идеальной - глава семьи зарабатывал деньги, а жена посвятила себя ребенку и мужу, который болел сахарным диабетом. Тем не менее, осенью 2003 года Соловьев решил избавиться от супруги. На первых допросах свое решение он объяснил просто - жена ему "надоела".

В следствии уверены, что на преступление Соловьева вдохновил голливудский фильм "Настольная книга молодого отравителя". Проштудировав после просмотра несколько фармакологических справочников и покопавшись в интернете, он решил, что яд на основе таллия будет идеален.

Это вещество не имеет вкуса и запаха, а, попав в организм человека, довольно быстро распадается на соли, присутствие которых в теле является естественным.

Кроме того, яд действует постепенно, убивая человека в течение 1-3 месяцев. При этом непосредственной причиной смерти оказываются необратимые поражения внутренних органов, которые при вскрытии без специального исследования можно принять за воспалительные процессы.

Примечательно, что следствию так и не удалось выяснить ключевой вопрос: где же все-таки преступник приобрел яд. В деле указано лишь то, что однажды он раздобыл около 400 г сульфата таллия в порошке.

Ольга Соловьева умерла 9 декабря 2003 года после того, как на протяжении нескольких месяцев муж добавлял ей в еду отраву. Медики не смогли распознать яд и списали смерть на некие "воспалительные процессы".

Дочку убил "по ошибке"

Безнаказанность толкнула преступника на новые злодеяния, тем более что яда у него было в избытке.

По данным следствия, следующей своей жертвой Соловьев избрал соседа по лестничной клетке Михаила Сурина, который раздражал его своей привычкой засыпать в пьяном виде где придется. Обычно мужчина укладывался прямо на лестнице или в тамбуре смежных квартир. Окончательное решение навсегда устранить "докучливого" соседа Соловьев принял после того, как из тамбура пропал его автомобильный аккумулятор. По мнению отравителя, его украл именно Сурин.

Для исполнения коварного замысла Соловьев купил банку красной икры и добавил в нее яд, предполагая подсунуть как-нибудь это лакомство пьяному соседу. Однако в дело вмешались непредвиденные обстоятельства: Сурин уехал на несколько дней и убийца был вынужден спрятать икру на время в холодильник, где ее обнаружила его дочь. Вернувшись с работы, отец застал ребенка за поеданием ложкой отравленного деликатеса.

Настя Соловьева проболела несколько месяцев. Ее переводили из больницы в больницу, но так и не смогли определить причину недуга, а отец стойко хранил свою страшную тайну. Между тем врачи могли бы спасти девочку, если б знали об отравлении таллием и смогли бы вовремя поставить правильный диагноз.

Настя умерла в августе 2004 года, лишь на несколько месяцев пережив свою мать.

Ради забавы маньяк травил сослуживцев

В скором времени Соловьев продал квартиру, объяснив соседям, что не может там находиться. Затем преступник отправился жить к другой женщине - Ирине Астаховой, которая стала его гражданской женой.

Однако идиллия в квартире на улице Урицкого длилась недолго. Причины разлада не установлены, хотя дозы яда, даты отравления и то, куда добавлялся таллий, маньяк описывал подробно. В апреле 2005 года Соловьев подсыпал жене яд в кофе. Женщина скончалась 3 мая в больнице №8 города Ярославля. При вскрытии врачи обнаружили необратимое поражение почек и печени, а смерть была списана на укус энцефалитного клеща.

После смерти второй жены Соловьев какое-то время помогал ее 18-летней дочери. Девочка работала на рынке, и он взял над ней что-то вроде шефства. Не забывал маньяк и посещать могилы своих жен и дочери.

К тому времени увлечение Соловьева ядами было на грани помешательства. Он работал в компании "Кипмонтаж" инженером по снабжению и, как установило следствие, развлекался тем, что подмешивал коллегам какие-то яды в воду или еду. Маньяк испытывал удовлетворение, невзначай вызывая у своих сослуживцев сильную рвоту или добиваясь слабительного эффекта.

Однако одного из своих коллег, которому Соловьев дважды подсыпал яд в солонку, преступник едва не отправил на тот свет. Сергей оба раза попадал в больницу после совместных трапез с Соловьевым.

Самое дерзкое отравление

Следующей жертвой отравителя, по данным обвинения, стал следователь Дзержинского РУВД Ярославля Валерий Щербаков. Он разбирал дело о драке, заведенное еще в феврале 2006 года. Среди участников потасовки был и Соловьев, который ударил оппонента ножом. Пострадавший выжил, но было не понятно, кто затеял драку.

Для разъяснения этого обстоятельства следователь вызвал Соловьева на допрос в августе 2006 года.

Как объяснял сам Соловьев, ему не понравилось отношение к нему милиционера во время допроса. Каким-то образом маньяк исхитрился подсыпать Щербакову яд в кофе прямо в отделении милиции на допросе. Умер следователь в сентябре от тромбоза легочной артерии, развившегося вследствие отравления. Врачи посчитали смерть естественной.

Разоблачение

Осенью 2006 года, уверовав в свою безнаказанность, Соловьев решил отравить уже третью по счету гражданскую жену - Оксану Гурьеву. В один из дней супруги отправились в гости к матери Оксаны, и там маньяк добавил яд в графин с водой. Его жена, будучи тренером по акробатике, перенесла отравление как "тяжелый грипп с серьезными осложнениями", а ее мать скончалась.

В начале марта 2007 года Соловьев подсыпал яд в банку, в которой отстаивала воду для питья семья сестры Оксаны, проживавшая в одной квартире с Соловьевым и его женой. Возможно, причиной этого был бытовой конфликт. Так или иначе, вся семья Голубевых - сестра Оксаны, ее муж и их годовалый ребенок - оказались в реанимации.

Ребенок через два дня скончался, а глава семейства несколько месяцев пролежал в больнице в тяжелом состоянии.

Лишь на этот раз врачей заинтересовали странные симптомы, проявившиеся у целой семьи, после чего были сделаны все анализы. В волосах пострадавших нашли следы таллия. После этого оперативники решили проверить всех их родных и близких, и почти сразу выяснилось, что вокруг Соловьева как-то странно и часто умирают люди.

Вячеслава Соловьева задержали в мае 2007 года. На первом же допросе он во всем сознался и "исповедовался" следователю прокуратуры почти семь часов. Экспертизы подтвердили, что во всех эксгумированных телах есть следы таллия (в волосах это вещество может оставаться несколько лет).

Поначалу Соловьев отрицал свою причастность лишь к гибели следователя Щербакова. Но после того как ему были предъявлены результаты очередной экспертизы, он признался и в этом убийстве.

На допросе Соловьев добровольно указал тайник, где были закопаны остатки яда.