Британская аналитическая группа Global Insight (GI) предложила свое видение нефтяной отрасли России до 2015 года. По мнению экспертов, в российской нефтянке наиболее вероятны четыре варианта развития событий, главная роль в них отводится государству. Британцы считают, что увеличение добычи и рост сектора возможны только при наличии иностранных инвестиций. Их объем напрямую зависит от желания российских властей видеть у себя в гостях иностранцев.
Основным мотивом для исследования стало отлучение компании Shell от проекта "Сахалин-2". "Это породило вопросы относительно будущего зарубежного инвестирования в России и того, как это повлияет на здоровье нефтегазодобывающей индустрии", - заявили РБК daily в GI. Ситуация становится все более щекотливой по мере приближения президентских выборов.
Эксперт группы Эндрю Нефф, руководивший проектом, разработал для отрасли четыре возможных сценария развития: "Бизнес как обычно", "Благожелательный исход", "Окно либерализации" и "Притворимся, будто движемся". "Я попытался взглянуть, что будет до 2015 года, через два президентских срока, - сказал он РБК daily. - Полагаю, ключевым вопросом останется расширение "Роснефти" и "Газпрома", причем это будет волновать не только иностранные нефтедобывающие компании, но и правительства западных стран". Эксперт обеспокоен, намерены ли эти компании эффективно инвестировать в разведку новых месторождений и в добычу.
Первый сценарий предсказывает до 2015 года замедление роста добычи нефти, происходящее на фоне политики консолидации при ограниченном зарубежном участии. Чем это грозит нефтегазовому сектору в цифрах, пока неясно, поскольку это будет всецело зависеть от дальнейших карьерных планов президента Владимира Путина. Г-н Нефф полагает, что до 2012 года он окончательно консолидирует отрасль в одних руках. По второму сценарию, благоприятному для Запада, следующий президент России не откажется от консолидации, однако устранит часть барьеров, ограничивающих участие зарубежных инвесторов. В этой роли эксперты GI видят первого вице-премьера Сергея Иванова, который пойдет навстречу западным инвесторам и станет убеждать их в безопасности вложений в РФ. Эти "шаги навстречу" подстегнут рост нефтегазовой индустрии, однако лишь к 2015 году.
Третий вариант, открывающий окно нефтегазовой либерализации, предполагает резкий разворот России от госмонопольной политики к конкурентному подходу. В таком случае преемнику Путина, на месте которого "благожелательно" бы увидеть первого вице-премьера Дмитрия Медведева, придется "заморозить экспансионистские амбиции госкомпаний".
По последнему сценарию государству предстоит избрать более пассивную роль, отказавшись санкционировать дальнейший рост "Роснефти" и "Газпрома", но российская нефть до 2015 года останется закрытой для иностранного участия. "Притворное движение" приведет к стагнации в нефтяном секторе и "подготовит почву для потенциальной политической встряски". Эту "работу" в GI доверяют спикеру Госдумы Борису Грызлову.
"GI явно преувеличивает роль личности в истории, - считает директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. - Кто бы ни пришел к руководству страны в 2008 году, ситуация радикально не изменится, так как ТЭК - инерционная отрасль".