17 августа в Ханты-Мансийске начнется рассмотрение уголовного дела в отношении представителя местного шаманского рода, обвиняемого в угрозе убийством сотрудникам "Сургутнефтегаза". Сергей Кечимов стал последним жителем окрестностей озера Имлор, которые были выделены под разработку нефтедобывающей компании, рассказал "Коммерсант".
По данным следствия, он застрелил собаку нефтяников, которая загрызла одного из его оленей, а затем угрожал оружием им самим. Как рассказала в "Снобе" эколог Мария Фаворская, через несколько дней к нему приехала полиция и потребовала подписать бумаги на русском языке. Абориген их подписал, и, как оказалось, это было признание, что он угрожал из ружья нефтяникам и вымогал деньги. Сергей Кечимов по-русски говорит плохо, он окончил три класса специнтерната и всю жизнь живет в тайге, утверждает защита.
Дело передано в суд по статье "Угроза убийством", Кечимову грозят два года тюрьмы.
57-летний Кечимов из семьи потомственных шаманов-хантов является последним жителем окрестностей озера Имлор, или территории традиционного землепользования N6, под которой в госреестре с 2006 года числится озеро.
Озеро Имлор фактически находится в центре Федоровского месторождения - в 2013 году "Сургутнефтегаз" получил подтверждение, что под ним находится почти 1 млн тонн нефти.
На стадии согласования работ с властями ХМАО "Сургутнефтегаз" столкнулся с противодействием местных коренных народов, для которых Имлор является священным местом, но в итоге разрешение удалось получить, и вокруг озера стали вырастать нефтедобывающие вышки.
По закону "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" все ресурсы на подобных участках принадлежат государству, но чтобы передать их в пользование коммерческим фирмам, необходимо заключить договор с местными коренными жителями.
Фактически в этом договоре оговаривается лишь размер компенсаций за причинение возможных неудобств аборигенам, говорит эксперт "Гринписа" Евгения Белякова.
Адвокат шамана Алексей Верхоглядов считает, что уголовное дело связано с тем, что Кечимов постоянно жаловался местным властям на нефтянников и оставляемые ими загрязнения. Он намерен опротестовать признание, поскольку подзащитному не предоставили переводчика с хантыйского. На сайте молодежной организации обско-угорских народов собралась небольшая группа в его поддержку.