Reuters

В Казахстане второй день девальвации тенге практически повсеместно отмечен ростом цен в магазинах на товары, включая продукты питания, сообщает "Интерфакс".

В магазинах столицы Астаны отмечается значительный рост цен набытовую и компьютерную технику. Пока сохраняются на прежнем уровне ценына продукты питания, но поставщики уже предупредили некоторые магазины огрядущем повышении стоимости своих товаров в ближайшие дни.В частности, в сетях столичных магазинов бытовой техники цены наэлектроприборы и бытовую технику выросли в среднем на 20-30%.

В Алма-Ате многие промтоварные магазины на переучете, в продовольственных магазинах цены повысились на 20-30%.

В Костанае (адмцентр на севере Казахстана) наблюдается повышенный спрос на продукты питания первой необходимости. Ажиотаж начался ближе к обеду 5 февраля, когда многие магазины областного центра закрылись на перерасчет уровня цен. Продавцы магазинов отмечают, что пожилые люди в большом количестве покупают подсолнечное масло, крупы, сахар, соль.

S&P объяснила властям Казахстана, чем они рискуют, девальвируя тенге

Решение Национального банка Казахстана (НБК) провести девальвацию национальной валюты и ослабить тенге примерно на 17% отражает новые внешние реалии, но чревато определенными рисками для суверенного правительства, считают эксперты международного рейтингового агентства Standard & Poor's.

Плюс девальвации в том, что она направлена на сохранение международных резервов Казахстана, которые в последние месяцы находятся под давлением, отмечает S&P. Ослабление тенге выгодно и экспортно-ориентированным компаниям, операционные издержки которых номинированы в национальной валюте, и должно способствовать сокращению наименее важных статей импорта.

Однако для правительства Казахстана девальвация сопряжена и с рядом рисков. Во-первых, она негативно повлияет на банковский сектор, где очень высок уровень внешней задолженности, что предполагает дополнительные условные обязательства для правительства. Корректировка курса тенге прежде всего приведет к ухудшению качества активов банков, учитывая значительный объем кредитов в иностранной валюте, выданных компаниям, не использующим хеджирование, и гражданам, получающим доходы в тенге.

Это также увеличивает валовой внешний долг финансового сектора более чем на 6% ВВП от прогнозируемого на 2009 год (до 43% ВВП). Однако пока есть основания предполагать, что влияние этих негативных факторов на суверенное правительство удастся сдержать. Бюджетные и денежные резервы Казахстана, составляющие 42% ВВП, по-прежнему весьма значительны в сравнении почти со всеми государствами, относящиеся к той же рейтинговой категории, отмечают в S&Р.

Второй существенный риск - это вероятность дальнейшего падения уверенности в стабильности кредитно-денежной системы и, соответственно, доверия к банковской системе, из-за которого давление на обменный курс может еще более усилиться.

Однако основными причинами изменения обменного курса, по мнению S&Р, скорее всего, станут внешние факторы, в частности, траектория движения цен на сырьевые товары. Даже после девальвации тенге остается на 17% сильнее российского рубля по сравнению с ситуацией на конец июня 2008 года.