Миноритарий "Транснефти" Алексей Навальный вот уже два года пытается выяснить, на что идут гигантские благотворительные траты "Транснефти". В 2005-2008 годах они составили почти 15 млрд рублей, а получателей средств компания не раскрывает, пишет газета "Ведомости".
В прошлом году в прессе появилась информация о том, что еще в 2007 году "дочка" "Транснефти" - "Сибнефтепровод" отправила на благотворительность свыше 1,5 млрд рублей. Большую часть средств получили фонды "Содействие" (644 млн) и "Кремль-9" (422 млн рублей).
В России на тот момент было 144 благотворительных и общественных фонда с названием "Содействие" (по данным базы СПАРК). Найти именно тот, что получил деньги Транснефти, "Ведомостям" не удалось. Зато благотворительная организация "Кремль-9" одна. Это межрегиональный общественный фонд содействия федеральным органам государственной охраны.
Фонд создан в 2001 году для поддержки сотрудников и ветеранов Федеральной службы охраны (ФСО), говорится на сайте ведомства. По данным ЕГРЮЛ, его учредители - шесть граждан России.
"Кремль-9" занимается повышением "престижа военной службы и работы" в ФСО, "увековечиванием памяти сотрудников", помощью увольняемым в запас, "военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения", перечислено на сайте ФСО. Кроме того, в 2007 году "Кремль-9" участвовал в выходе книги "Серебряное кольцо. XVII век: 100 верст от Кремля", которая вошла в подарочный фонд президента России.
Первый успех в борьбе за выяснение получателей многомиллиардной благотворительной помощи - решение Таганского районного суда: 4 мая этого года он постановил, что в ответ на жалобу Навального милиция так и не проверила "Транснефть", а оперуполномоченный ОБЭП УВД по ЦАО города Москвы Илья Самотаев допустил "незаконное бездействие".
Навальный не сразу пожаловался в милицию. В 2008 году он подавал иски к "Транснефти" в московский арбитраж, но проиграл: компания доказала, что не обязана раскрывать получателей благотворительной помощи. Тогда Навальный обратился в МВД с просьбой провести проверку.
Ее поручили ОБЭП УВД по ЦАО, а ответственным был Самотаев. Осенью 2008 года он дважды выносил постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, объясняя, что "Транснефть" на запросы по существу проверки не отвечает, а ее руководство не является для дачи показаний. В офис "Транснефти" даже был осуществлен выезд, но «опросить» руководство все равно "не предоставилось возможным". И оперуполномоченный сделал вывод, что "событие преступления" на момент проверки отсутствует.
Отказы в возбуждении дела отменялись прокуратурой ЦАО, а материалы возвращались в ОБЭП для дополнительной проверки, рассказывает Навальный; но все кончилось тем, что документы по делу были утеряны. Тогда он и обратился в суд с жалобой на Самотаева.
Если сотрудник ОБЭП не обжалует решение суда, то вынужден будет «до победного» добиваться от "Транснефти" материалов для мотивированного заключения по жалобе, отмечает партнер юрфирмы "Юстина" Владимир Плетнев.