Отказ России от привлечения средств МВФ - "нерациональное решение". Такое мнение в эфире радиостанции "Эхо Москвы" выразил бывший первый заместитель председателя ЦБ РФ, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко.
На прошлой неделе премьер Владимир Путин и вице-премьер Алексей Кудрин заявили, что Россия в ближайшее время не будет использовать свою резервную позицию в Международном валютном фонде (право страны на автоматическое получение безусловного кредита в валюте в пределах 25% ее квоты).
Бывший зампред Центробанка предположил, что власти боятся необходимости подписаться под определенной программой реформ в случае получения кредита от МВФ. А проводить какие-либо изменения, по словам экономиста, российское руководство не хочет.
"Дело в том, что на следующий год Россия планирует достаточно высокий уровень дефицита федерального бюджета, где-то порядка 7,5% от ВВП, а потом резкое снижение в 2011-2012 годах, и на следующий год министерство финансов планирует выйти с достаточно большими заимствованиями на внутренний и внешний финансовые рынки", - объяснил он и добавил, что "в этой ситуации есть возможность у министерства финансов получить почти 9 миллиардов долларов у МВФ по ставке порядка 1% годовых, в то время как на рынке 8-9, и очевидно, что цена переплаты на процентных платежах составляет порядка 20 миллиардов рублей в год".
"Мне кажется, это абсолютно нерациональное решение, хотя я прекрасно понимаю, чем руководствуются наши финансовые руководители: они бояться, что получая деньги у МФВ, придется подписываться под какую-то программу реформ, а чего меньше всего хочется сейчас российским властям, это производить какие-либо изменения в том механизме, который их устраивает", - заключил Алексашенко.
Комментируя итоги саммита "большой двадцатки", он подчеркнул, что "общее коммюнике министров финансов группы 20 ведущих экономических держав содержит достаточно однозначный вывод о том, что кризис еще не прошел свою самую тяжелую фазу, и что разговоры о том, что мировая экономика начала восстановление, что у нас впереди устойчивый и достаточно быстрый экономический рост, они все не имеют под собой никаких оснований".