За два года России и Китаю удалось договориться о партнерстве в экономике. В пятницу перед началом саммита Шанхайской организации сотрудничества, в котором примет участие президент Путин, стороны планируют одобрить технико-экономическое обоснование будущего рамочного торгового договора, пишет газета "Ведомости".
Изданию об этом рассказал федеральный чиновник и подтвердил представитель Минэкономразвития. В определенной степени будущее соглашение должно стать аналогом Транстихоокеанского партнерства (ТПП), в которое Китай не вошел.
Два года назад Владимир Путин предложил Евразийскому экономическому союзу задуматься о создании большого Евразийского партнерства с участием Китая, Индии, Пакистана и других стран. Задача России - привлечь как можно больше китайских инвестиций, создав для них льготные условия, пояснил газете чиновник.
Пока результат невелик: по данным ЦБ, если на страны Евросоюза пришлось около 50% всех иностранных инвестиций в Россию, то на Китай - менее 1%.
Работа будет идти по двум направлениям: упрощение условий для инвестиций и торговля услугами. Китайский бизнес могут интересовать энергетика, финансовые услуги и страхование, горнодобывающая промышленность, телекоммуникации, транспорт, строительство и даже нетрадиционная медицина, перечислил чиновник.
Например, можно разрешить китайцам вкладывать в локальные сети энергетиков. Китаю интересна прежде всего именно энергетика, поясняет директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель, а России выгоднее всего привлекать китайские инвестиции в обрабатывающее производство.
Привлекательным выглядит и технологический сектор, считает президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.
Китайский бизнес, однако, требует защиты инвестиций и понятного законодательства - его очень беспокоят риски экспроприации имущества, еще одно требование - упростить правила временного пребывания китайцев, чтобы они могли работать в России, рассказал "Ведомостям" чиновник.
В России же создано немало барьеров для иностранных инвесторов, замечает партнер Nektorov, Saveliev & Partners Илья Рачков. Например, ввели правило "третий лишний" в госзакупках (закупать иностранный товар, если на конкурс поступили хотя бы две заявки с российскими аналогами, нельзя), любые сделки, по которым иностранный инвестор получит контроль над 25% российской компании из стратегической отрасли, требуют согласования правительственной комиссии.
Льгот тоже уже немало, например, для резидентов территорий опережающего развития, но для Китая важно их закрепление в международном договоре, считает эксперт.