На пути формирования Таможенного союза, который должны подписать страны-участницы Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), возникли проблемы. Как пишет "Коммерсант", они появились из-за энергетического конфликта между Россией и Белоруссией. Как стало известно изданию из протокола разногласий между Россией, Казахстаном и Белоруссией, последняя требует согласовывать со всеми участниками союза ставки всех экспортных пошлин. Россия выступает категорически против.
В минувшую пятницу в Казани прошло четвертое заседание Совета по финансово-экономической политике ЕврАзЭС. С российской стороны его курирует министр экономического развития и торговли Герман Греф. Напомним, что одной из главных задач интеграционной структуры ЕврАзЭС, появившейся в 2000 году, является создание зоны свободной торговли между странами СНГ, а также единой таможенной территории с единым внешним таможенным тарифом в отношении третьих стран.
В августе 2006 года на неформальном саммите глав СНГ в Сочи президенты трех стран - России, Белоруссии и Казахстана - договорились в течение года разработать законодательную базу под создание Таможенного союза. На первом этапе в союз войдут именно эти три страны, затем к нему смогут присоединиться Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Однако, как выяснилось на заседании ЕврАзЭС, где была представлена концепция Таможенного союза, между будущими партнерами нет единого мнения о том, как он будет работать. По словам генерального секретаря ЕврАзЭС Григория Рапоты, подготовлен пакет из 24 документов, принятие которых позволит сформировать союз. Но по 8 из 24 пунктам имеются принципиальные разногласия, сообщил господин Рапота.
В распоряжении "Коммерсанта" оказался документ, фиксирующий расхождения в позициях трех сторон. Самым существенным из них является требование Белоруссии касательно ставок вывозных пошлин в отношении третьих стран. Они, по мнению белорусской стороны, не могут меняться в одностороннем порядке членами союза. Это требование Белоруссия предлагает записать в соглашении о создании Таможенного союза. Россию это категорически не устраивает. В документе подчеркивается, что вывозные таможенные пошлины играют специфическую роль в системе внешнеторгового регулирования России. "Например, вывозные таможенные пошлины на энергоносители одновременно выполняют функцию природной ренты, а на необработанную древесину - регулятора для эффективного использования лесных ресурсов", - значится в документе.
Другим требованием белорусской стороны является обеспечение внутри союза "недискриминационного доступа к товарам, производимым и реализуемым субъектами естественных монополий, и равности на эти товары". РФ предлагает полностью исключить из рассмотрения союза эти вопросы: "Эти предложения не могут быть закреплены в качестве взаимных обязательств на этапе Таможенного союза".
Казахстан в споре не поддерживает ни одну, ни другую сторону и предлагает, чтобы в соглашении был зафиксирован перечень "особо чувствительных" товаров. В их отношении которых экспортные пошлины могут меняться по согласованию сторон.
По мнению главного экономиста Deutsche UFG Ярослава Лисоволика, формирование Союза происходит при существенном расхождении принципов налогообложения в топливно-энергетической сфере между двумя странами. Объявив свои требования, Белоруссия пытается избавиться от инструмента давления, который Россия применила в начале этого года. введя экспортную пошлину на нефть в 180,7 долларов за тонну для Беларуси, полагает Лисоволик. "Проблемы интеграции процесса увязаны с политическими аспектами, и Россия предпочитает сохранить дисциплинирующий инструмент во взаимоотношениях внутри союза", - пояснил экономист.
Исход спора можно будет прогнозировать уже через десять дней в ходе заседания ЕврАзЭС на уровне глав правительств. Оно пройдет в Астане 18 апреля. С российской стороны в нем примет участие новый вице-премьер правительства Сергей Нарышкин, которому в феврале президент Владимир Путин поручил сосредоточиться на внешнеэкономической деятельности, и прежде всего на направлении СНГ - в том числе ЕврАзЭС. Похоже, что Сергея Нарышкина требования союзных государств не пугают, заключает "Коммерсант". Уже спустя две недели после своего назначения вице-премьером он доложил президенту России, что Таможенный союз ЕврАзЭС начнет действовать в июне 2007 года.