В последние годы между Москвой и Минском сложились "какие-то садомазохистские отношения, мало напоминающие любовь", так французская Liberation оценивает экономические контакты между странами. Путинская Россия спонсирует режим Лукашенко, давая ему не менее 4 млрд долларов в год в форме льготных тарифов на газ и нефть. Москве доставляет удовольствие ослаблять Лукашенко, чтобы держать его в зависимости от себя.
И сразу же после избрания Александра Лукашенко, сделавшего себя президентом Белоруссии на третий срок, этот период садомазохизма закончился. "Газпром" объявил, что цена на газ, который в настоящее время продается Минску по 47 долларов за 1000 кубометров (против 230 долларов, которые платят страны ЕС), в 2007 году будет увеличена втрое. Если Белоруссия не уступит ему контроль над своими газопроводами. (Полный текст на сайте InoPressa.Ru.)
"Личные отношения между Путиным и Лукашенко очень плохие, а отношения между Москвой и Минском можно свести к формуле "Нефть в обмен на разговоры", – иронизирует российский журналист Павел Шеремет. Во время последних выборов этот российский тележурналист был избит и задержан в Минске органами правопорядка, напоминает французская газета. Сотрудник государственного Первого канала, Павел Шеремет одновременно является активистом белорусской оппозиции: в перерывах между высылками из страны он проводит в Минске пресс-конференции и распространяет антилукашенковскую книгу "Случайный президент", опубликованную им в 2003 году.
В свою очередь, Лукашенко уже два года лелеет проект "союза России и Белоруссии", который подпитывает российские мечты о восстановлении империи, но до сих пор не приобрел никаких конкретных очертаний, что не случайно. Основным мотивом для Лукашенко была его мечта занять когда-нибудь кресло в Кремле, но Путин быстро заставил его забыть об этом. Даже в окружении российского президента посмеиваются над белорусской "деревенщиной" – бывшим директором совхоза. Лукашенко настолько не доверяет своему союзнику, что подвергает цензуре новостные выпуски российского телевидения перед их трансляцией в Белоруссии.
Раздраженный претензиями Минска, Владимир Путин в 2002 году охарактеризовал российско-белорусские отношения фразой, ставшей в России крылатой: "Котлеты – отдельно, мухи – отдельно!" После этого Путин извинился перед Лукашенко, но развил свою мысль: "Нельзя забывать, что экономика Белоруссии составляет лишь 3% от экономики России", – объяснил российский лидер.
В 2003 году, когда Москва требовала от него выполнить наконец свое обещание ввести в Белоруссии российский рубль, настал черед нервничать Лукашенко: "Они нам говорят: если вы не примете российский рубль, мы вам открутим голову". Годом позже, в феврале 2004 года, Москва на несколько дней прекратила поставки газа своему партнеру, и Лукашенко закричал о "террористическом акте".
В предстоящие несколько месяцев газ снова, похоже, будет отравлять двусторонние отношения: "Газпром" хочет воспользоваться слабостью Лукашенко, чтобы взять под контроль белорусские газопроводы. С этой точки зрения западная критика и западные санкции являются манной небесной для Путина, который мечтает, чтобы в этой стране сохранялся худший режим, чем его собственный, и к тому же покорный ему, считает Liberation. С Лукашенко он мирится только потому, что еще меньше любит революции.