В прошлом году микрофинансовые организации (МФО) стали значительно чаще одобрять заявки заемщиков, и так имеющих дефолт по предыдущим кредитам, пишет газета "Коммерсант". По подсчетам бюро кредитных историй (БКИ) "Эквифакс" и сервиса онлайн-кредитования "Е заем", доля одобренных заявок клиентов с просрочкой от 90 дней выросла с 17,7% до 27,4%.При этом у банков этот показатель, напротив, снизился с 2016 года на 0,1 процентного пункта, до 2,2%.
Кредитовать ненадежных заемщиков последних заставляет нехватка качественных клиентов. При этом заемщики, имеющие просрочку по обязательствам свыше 90 дней, стали обращаться за получением нового кредита гораздо чаще - если в 2016 году доля таких заявок составляла 26%, то в 2017 году - уже 33,4%.
Маржа большинства банков не позволяет им выдавать кредиты клиентам с текущей просроченной более чем на три месяца задолженностью, пояснил гендиректор БКИ "Эквифакс" Олег Лагуткин. Банкам проще и дешевле отказать, чем изучать личную жизненную ситуацию каждого такого клиента, подтверждает директор департамента управления рисками "Ренессанс Кредита" Григорий Шабашкевич.
В результате кредитные организации отказывают таким гражданам в кредитовании, и они обращаются за заемными средствами в МФО, которые страхуют риски невозврата, закладывая их в ставку.
В 2017 году МФО работали в первую очередь с повторными клиентами, так как уже успели накопить большую базу, говорит управляющий директор сервиса онлайн-кредитования "Е заем" Светлана Гайдукова. По ее словам, даже если у такого клиента есть просрочка, он обычно надежнее нового, поэтому его заявку зачастую можно одобрить.
В Объединенном кредитном бюро (ОКБ) подсчитали, что доля клиентов, которые берут новый заем в МФО для частичного или полного погашения предыдущего долга, в декабре увеличилась на 4 п. п. до 63,3%. По данным "Эквифакса", повторный дефолт уже допустили 20,2% заемщиков МФО.
Ежегодно только на оплату процентов перед банками россияне отдают 2 трлн рублей, или 35 млрд долларов, напомнила главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова. Именно этим объясняется феномен российской статистики, когда реальные зарплаты в плюсе, а доходы продолжают падать, говорит она.