Moscow-Live.ru

"Оздоровление" российского банковского сектора займет еще несколько лет, а темпы отзыва банковских лицензий могут возрасти. По мнению экспертов, основные проблемы еще только предстоит вскрыть, но и драматизировать процесс "зачистки" не стоит, на доступность банковских услуг он мало влияет, пишет "Российская газета".

До сих пор отзыв лицензии обычно означал лишь констатацию смерти банка - поэтому и образуются огромные дыры в их балансах, которые только за 2016 год превысили полтриллиона рублей.

"Оздоровление", по словам председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, преследует две основные цели: выведение с рынка финансово неустойчивых банков и недобросовестных игроков.

ЦБ перестраивает надзор, стремясь выявлять проблемы на ранней стадии. Если это удастся, с рынка будет уходить уже не 80-90, а свыше 100 банков в год.

Как подсчитал ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Михаил Мамонов, по состоянию на 1 июля 2016 года не менее 394 банков из существовавшего тогда 641 имели признаки фальсификации балансовых данных. Фальсификация отчетности маскировала "дыры" в капитале на сумму около 5,6% ВВП (около 5 трлн рублей). При этом объем "дыр" в капитале банков, которые лишились лицензий с середины 2013 года до октября 2016 года, составил всего 2,2% ВВП.

Эксперты предполагают, что пройдет еще несколько лет, прежде чем отзыв лицензии у банка, а то и у двух-трех сразу перестанет быть привычным событием. Уцелеют не более двух-трех сотен банков, а то и меньше (нижняя граница экспертных оценок - 30 банков).

Для сохранения конкуренции достаточно и 10 кредитных организаций, считает доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов.

На топ-200 банков приходится 95% рынка банковских услуг, а на более чем 300 оставшихся - 5%, при этом среди них есть действительно необходимые региональные игроки, уверена главный экономист "Альфа-банка" Наталия Орлова.

Поэтому, по ее мнению, 300 банков - вполне достаточно и чем быстрее регулятор закончит, тем лучше, поскольку экономика не растет, спрос на кредиты очень ограничен и уход слабых и нежизнеспособных банков производит минимальный эффект на экономическую активность.