Moscow-Live.ru

Уже в этом году Россия вылетит из десятки крупнейших экономик мира, а к 2050 году может опуститься на 15-е место по размерам ВВП, рассказал "Деньгам" аналитик Economist Intelligence Unit (EIU) Алекс Найс.

Виной всему - девальвация и рецессия, из которой Россия будет выбираться довольно долго. Спад на 3-4% в 2015 году - неизбежность, с этим, кажется, согласились уже все, в том числе оптимисты из Минэкономики. Правда, рецессия, верят чиновники, будет короткой, и в 2016 году экономика начнет расти.

Например, согласно базовому сценарию МЭР, при среднегодовой цене на нефть марки Urals в 60 долларов за баррель через год нас ждет рост на 2,3%. А по мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, рост должен восстановиться уже в первой половине 2016 года, если нефть не уйдет к 40 долларам за баррель.

Данные Росстата за полугодие свидетельствуют об углублении рецессии в российской экономике во II квартале и усилении спада как производства, так и спроса.

В июне к фронтальному спаду всех основных показателей добавилось жилищное строительство (-7,6% к июню-2015; 15,3% за полугодие): обвал продаж из-за спада доходов населения и высокой ставки по ипотеке застройщики начали фиксировать еще в апреле-мае.

Исходя из темпов спада базовых отраслей во II квартале (на 6,4% против 2,8% в первом), ВВП за апрель-июнь мог сократиться примерно на 5% после спада на 2,2% в январе-марте, посчитал Николай Кондрашов из Центра развития ВШЭ. За полугодие, по его оценкам, которые приводят "Ведомости", спад мог составить около 3,7%.

Падение ритейла и доходов населения продолжилось на фоне сокращения безработицы: вероятно, спад потребления достиг дна, полагает Наталия Орлова из "Альфа-банка".

Июньский рост долларизации депозитов свидетельствует о низком доверии к перспективам восстановления экономики, отмечает она, о недоверии говорит и то, что из 20 млрд долларов оттока капитала во II квартале только 6 млрд были связаны с выплатой внешнего долга. Это ставит под сомнение прогноз роста ВВП на 1,5% в 2016 году.

Спад инвестиций и реальных зарплат в июне оказался меньше прогнозов, что также позволяет предположить: дно близко, заключают аналитики Barclays.

Как указывает Владимир Тихомиров из БКС, июнь оказался в целом не хуже мая: инвестиции просели чуть меньше, доходы - чуть больше, в целом экономика пока второй месяц на дне: ухудшения нет, улучшения тоже. По его прогнозу, спад во II квартале может составить 4%.

Экономика останется на дне, сокращение темпов спада можно ожидать лишь к концу года, считает Тихомиров. Если в III квартале экономика ляжет в дрейф, т. е. II квартал останется периодом самого глубокого - до 5% - спада, по итогам 2015 года ВВП сократится на 4,8%.

Как считает Тихомиров, внутренних средств на ускоренное развитие нет, геополитический конфликт отрезает внешние инвестиции, попыток структурных реформ нет - это застой.

Признаков подъема со дна экономики пока нет, отмечают эксперты. В III квартале с равной вероятностью может быть как усиление спада, так и начало восстановления.

В пользу оживления - возможная остановка сокращения запасов производства, которое за два квартала адаптировалось к новому уровню спроса, и ослабление рубля.

Но снижение цен на нефть и продолжающееся пике реальных зарплат и потребления могут прибить экономику ко дну. Какой из этих факторов окажется сильнее, эксперты не знают.