Российский премьер Владимир Путин еще на заседании правительства 20 января поручил правительству под руководством своего заместителя Игоря Шувалова переписать докризисную "Концепцию долгосрочного развития РФ до 2020 года" (КДР).
Поручение корректировать стратегию-2020 Путин дал по прочтении письма ректоров Высшей школы экономики (ВШЭ) и Академии народного хозяйства (АНХ) Ярослава Кузьминова и Владимира Мау. В аппарате правительства это письмо в шутку называют предложениями экономического тандема, пишет газета "Ведомости", в распоряжении которой оказалось письме ректоров.
"Наши прежние оценки по кризису оправдываются. И мы исходим из того, что выйдем из кризиса к 2012 году или в 2012 году", – заявил Шувалов в эфире программы "Вести в субботу". По его словам, выходом из кризиса будет считаться возвращение к объемам экономики, которые были до кризисных явлений. Однако Минэкономразвития не подкрепляет слова первого вице-премьера соответствующими расчетами. Министерство пока не намерено пересматривать показатели прогноза социально-экономического развития России на 2011 год, в том числе по инфляции и динамике ВВП. Глава ведомства Эльвира Набиуллина обещает сделать это по итогам первого квартала.
Между тем эти итоги могут принести разочарования, пишет "Независимая газета". Согласно декабрьскому макропрогнозу МЭР, рост ВВП РФ в 2011 году составит 4,2%, промпроизводства – 4,1%, инфляции – 6–7%. Однако уже сейчас очевидно, что в расчеты закрались ошибки. Уложиться в 6–7% по инфляции – задача почти невыполнимая. По мнению помощника президента Аркадия Дворковича, рост цен в России только в январе оставит около 2%, да и сама Набиуллина ожидает инфляцию по итогам первого месяца на уровне 2,1–2,3%.
Впрочем, не все потеряно. Меры по сдерживанию роста цен, которые правительство одобрило месяц назад, не могли заработать немедленно. Чтобы оценить их эффект, надо смотреть на итоги квартала, а не одного месяца, убежден Дворкович. Он солидарен с Набиуллиной в этом вопросе, говоря о том, что прогноз инфляции на 2011 год пока пересматривать преждевременно.
Зампред Центробанка Алексей Улюкаев иллюзий насчет возможностей сдержать инфляцию в начале года не питает. "Я чувствую, что в первом квартале мы увидим ускорение инфляции, – заявил он в пятницу на конференции Deutsche Bank в Лондоне. – Возможно, ситуация изменится во втором квартале, я надеюсь на это". Улюкаев исходит из того, что в 2011 году правительству и ЦБ будет чрезвычайно трудно уложиться в официальные 6–7%, и не исключает, что по итогам первого полугодия инфляция может достичь двузначных цифр в годовом выражении.
При этом высокие цены на нефть, до кризиса выступавшие локомотивом экономического роста, в современных условиях утратили это свойство. "Мы очень зависим от нефтяных цен, и прежде всего бюджетная структура. Три-четыре года назад цена на нефть была явным фактором роста нашей экономике. Росла цена на черное золото, и подъем экономики был также весьма быстрым – 6–7% ВВП в год. Но, по-видимому, сейчас это будет не такая крупная движущая сила для экономики", – подчеркнул Улюкаев.
Промышленное производство на докризисный уровень быстро вывести не получится.Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В то же время эксперты Всемирного банка (ВБ) применительно к российской экономики по-прежнему делают ставку на дорогую нефть. На днях они понизили прогноз роста ВВП России в 2011 году с 4,5 до 4,2%. В то же время ВБ повысил свой прогноз для нашей страны на 2012 год – с 3,5 до 4% роста ВВП, исходя из того, что ситуация в российской экономике станет отражением укрепляющегося внутреннего спроса и высоких цен на нефть. При этом средняя цена на черное золото в 2011 году ожидается экспертами ВБ на уровне 85 долл. за баррель против 79 долл. за баррель в 2010 году, а в 2012 году – 80,4 долл. за баррель.
По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, ожидания Шувалова, связанные с окончательным восстановлением российской экономики в 2012 году, могут оправдаться разве что теоретически. Тогда как в реальности это может произойти не ранее 2013 года. По словам эксперта, власти сами поставили под сомнение выполнимость собственных планов и обещаний. В частности, тем, что резко увеличили налоговое бремя на бизнес. Тормозом экономического роста может выступить и рост цен, с которым не может совладать правительство. Высокая инфляция сделает недоступными кредиты для реального сектора экономики.
Соответственно многие отрасли, например – строительство и ТЭК, скорее всего не покажут заявленных в официальных прогнозах темпов роста, считает Николаев. Определенный запас для рывка вверх сохраняют обрабатывающие отрасли, однако они не обеспечат нужных показателей для экономики в целом.