Нефтяные компании различных стран мира борются за приз в размере нескольких миллиардов долларов, который может им достаться после свержения режима Саддама Хусейна. А когда речь идет о таких деньгах, надежных союзников просто не бывает.
По данным Independent, статью из которой публикует InoPressa, тайные переговоры ведут и США, которые пытаются добиться преференций от Совбеза ООН, и Россия - которая напрямую связывается с иракской оппозицией. Информация о подобных контактах появилась еще в конце августа: российский дипломат встречался с представителями Ирака в Вашингтоне.
Есть у России и другой экономический интерес: до сих пор невыплаченный долг Ирака в 7 млрд. долларов, но по сравнению с перспективами заняться разработкой иракской нефти даже эти цифры меркнут. Разведанные нефтяные резервы Ирака составляют 112 млрд баррелей - больше только у Саудовской Аравии - а если учесть неразведанные резервы, то эта цифра, возможно, удвоится. Нынешней уровень добычи нефти в связи с санкциями ООН составляет всего 2,8 млн баррелей в день. По мнению экспертов, в случае значительных зарубежных инвестиций, через пять лет Ирак сможет добывать 6 млн баррелей в день и стать третьим по величине производителем нефти после России и Саудовской Аравии.
Все это дает критикам американских планов проведения военной операции против Ирака основание утверждать, что заинтересованность в смене режима, по крайней мере отчасти, связана с причинами экономического характера. По словам экспертов в области нефтяной промышленности, в мире выражают все большее беспокойство в связи с тем, что Америка займет доминирующие позиции в иракской нефтяной отрасли после свержения Саддама Хусейна. В результате ряд нефтяных компаний предположительно начали переговоры с иракской оппозицией, чтобы гарантировать себе будущие нефтяные контракты.
Председатель Иракского национального конгресса Ахмед Чалаби считает, что возгласить консорциум по разработке иракских нефтяных месторождений должны США. "Американские компании получат преимущество", - подчеркнул он. Это ставит под угрозу ныне действующие контракты российских компаний. В 1997 году "Лукойл" заключила сделку в размере 4 млрд долларов на разработку месторождения Западная Курна, а в прошлом году компания "Славнефть" подписала соглашение о проведении разведочного бурения в Тубе (сумма сделки составила 42 млн долларов).
Джеймс Вулси - бывший директор ЦРУ, так комментирует сложившуюся ситуацию: "Все довольно просто. У французских и российских нефтяных компаний есть интересы в Ираке. Этим странам следует сказать, что, если они помогут установлению в Ираке пристойного режима, мы сделаем все возможное, чтобы новое правительство и американские компании тесно сотрудничали с ними".
Таким образом, будущее иракской нефти во многом зависит от того, сумеет ли Россия убедить Ирак, что тесные связи обусловлены обоюдной экономической выгодой, а не поддержкой режима Хусейна, подытоживает Independent. И тем, смогут ли американцы предложить более выгодные условия.