Вести

Глядя на результаты банковской системы в июне, можно подумать, что кризис кончился: активы выросли, частные вклады выросли на 170 миллиардов рублей, а остатки на счетах компаний прибавили 360 миллиардов. Но кредитов от этого больше не стало: банки разместили деньги в ЦБ или вложили в облигации, зачастую собственные, пишет газета "Ведомости".

Июньский рост активов, которые, по подсчетам издания, достигли 26,94 триллиона рублей, прибавив 1,53%, стал первым с начала года. Январский рост был бумажным (девальвация увеличила стоимость валютных вложений), а в феврале-мае банки, по данным ЦБ, сокращали активы на 1,7-2,3% в месяц.

Деньги в банки несли как граждане - вклады населения выросли на 170 миллиардов рублей, достигнув 6,45 триллиона, так и компании - остатки на счетах выросли на 312 миллиардов, а корпоративные депозиты - на 50 миллиардов рублей, перевалив за 5 триллионов.

Газета отмечает, что в последний раз частные вклады росли такими темпами на пике российской экономики - в мае 2008 года.

Банкиры в недоумении - такого роста никто не ожидал. Финансовый директор "ВТБ 24" Михаил Березов напоминает, что потребление продолжает снижаться из месяца в месяц, а значит, граждане больше сберегают.

Кроме того, поток сбережений могли поддержать запоздавшие бонусы, средства, хранящиеся в ячейках, и фиксация прибыли на фондовом рынке, а также привлекательность ставок, которые стали положительными даже с учетом инфляции.

В свою очередь главный экономист "Тройки диалог" Евгений Гавриленков склонен объяснять положительную динамику начавшимся в июне ростом бюджетных расходов.

Так или иначе, но полученные в июне деньги банки пускать на рост кредитования не торопятся - остаток ссудной задолженности и компаниям, и гражданам снизился на 1% до 12,6 триллиона и 3,6 триллиона рублей соответственно.

Банки предпочли разместить деньги на депозиты в ЦБ - на это ушло 300 миллиардов рублей, а также купить облигации, за месяц вложения в них выросли на 100 миллиардов рублей.

Впрочем, первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян утверждает, что покупка облигаций тоже является формой кредитования.

Правда, некоторые банки предпочитают "кредитовать" сами себя. Например, "Сбербанк", по расчетам аналитиков "ВТБ капитала", получил большую часть прибыли за счет скупки с рынка своих облигаций на 135 миллионов долларов. В отчете за первый квартал "Сбербанк" указал, что получил доход 1,28 миллиарда рублей от выкупа облигаций.

Выкуп собственных бумаг выгоден банкам, поскольку они тут же получают прибыль от разницы между ценой покупки бумаг и номиналом. К тому же это хороший способ разместить деньги в условиях, когда портфель гасится быстро, а новые кредиты выдаются не очень активно.

В результате, несмотря на снижение кредитного портфеля и рост просрочки, банки впервые с начала года показали прибыль - 26 миллиардов рублей.