ВТБ 24

К россиянам с 2008 года постепенно пришло понимание того, что экономический кризис и неустойчивость - перманентное состояние страны на большое количество лет вперед. Они привыкли к скачкам рубля и уже массово не кидаются переводить свои средства в другие валюты.

Однако страх того, что рубль будет дешеветь, остается в головах простых граждан, так что наблюдается подкрепленная статистикой тенденция: люди торопятся избавиться от рублей, рассказал в эфире телеканала "Дождь" вице-президент банка ВТБ24 Михаил Кожокин.

"Нам постепенно приходит понимание, что нам придется жить в такой неустойчивой экономической ситуации. Если целый ряд людей - экономистов, бизнесменов - начинает это понимать рационально, то на уровне нерационального поведения населения-потребителя мы это уже наблюдаем, - сказал он. - Люди неосознанно это почувствовали и принимают экономические решения применительно к себе, исходя из этого посыла. Неустойчивое экономическое положение России - это надолго".

При этом, как ни парадоксально, люди продолжают брать потребительские кредиты, невзирая на слухи о надвигающемся кризисе. Более того, в настоящее время, включая июнь, кредитование населения идет ускоренными темпами, сказал один из руководителей ВТБ24.

"Наверное, есть целый ряд объяснений этому, что на самом-то деле на глубинном уровне каждый верит, что он лично, переживет текущую кризисную, предкризисную нестабильность ситуации, - рассуждает Кожокин. - Он считает, что соседу будет плохо, но, во-первых, в таких ситуациях никогда не происходит революции. Потому что за соседа никто не ходит на баррикады. На баррикады ходят только за самого себя. А во-вторых, это то, что люди начинают планировать свою жизнь и дальше, что она тоже будет развиваться".

И еще один фактор, объясняющий не спадающие темпы кредитования, - как раз то, что население спешит избавиться от своих рублевых накоплений. К пример, ипотечное кредитование - у людей есть хороший первоначальный взнос, и они "боятся за судьбу этих денег, берут еще ипотечный кредит и вкладывают все вместе. А дальше - "я выживу"", - объясняет вице-президент банка.

"Если я выжил в экономический кризис в 98-го года, если я выжил в кризис 2008-го года, который вот только-только был и непонятно, закончился или нет, соответственно, я уверенно смотрю в будущее", - рассуждает про таких людей эксперт.