В России от экономических преступлений за последний год пострадало 37% компаний. Этот показатель превышает средний результат по всему миру (34%) и по Центральной и Восточной Европе (30%), а также по "большой семерке развивающихся стран" - Бразилия, Россия, Индия, Китай, Индонезия, Мексика и Турция (31%). В то же время этот процент значительно ниже показателей 2009 года (71%) и 2007 года (59%), сообщает "Финмаркет" со ссылкой на данные шестого Всемирного обзора экономических преступлений, подготовленного Pricewaterhouse Coopers (PwC).
Снижение зарегистрированных случаев таких преступлений отчасти объясняется выборкой: в этот раз было опрошено больше организаций малого и среднего размера, которые, судя по опыту, реже сообщают о случаях мошенничества. "Тем не менее падение в абсолютном выражении не может не вызывать удивления. Существует три возможных объяснения: уменьшение количества самих экономических преступлений; снижение уровня раскрываемости экономических преступлений; нежелание организаций публично признавать выявленные случаи мошенничества", - отмечается в обзоре.
При этом угроза экономических преступлений оценивается как серьезная: по мнению 73% организаций, участвовавших в опросе, вероятность того, что в течение следующего года они могут стать объектами экономических преступлений, очень высока. В 32% организаций, которые стали жертвами экономических преступлений, выявлено более чем 10 случаев таких преступлений за прошедший год.
Наиболее распространенным видом экономических преступлений в России остается незаконное присвоение активов (72%).
Взяточничество и коррупция по-прежнему являются одной из основных проблем на российском рынке, с которой в прошлом году столкнулось 40% респондентов. По словам 13% российских респондентов, из-за рисков, связанных с коррупцией, они отказались от выхода на новый рынок или от реализации новой коммерческой возможности. "Эта статистика вызывает обеспокоенность. Восприятие уровня коррупции влияет не только на прямые иностранные инвестиции: от вложения средств в те области, которым присущи высокие риски коррупции, воздерживаются и российские организации", - подчеркивается в обзоре PwC.
Среди столкнувшихся с мошенничеством компаний 23% респондентов стали жертвами киберпреступлений. Среди других видов мошеннических действий основной проблемой для российских организаций являются манипулирование данными бухгалтерского учета (23%), недобросовестная конкуренция (17%) и нарушение прав интеллектуальной собственности (13%).
Что касается объемов ущерба, то в 2011 году у 40% организаций, столкнувшихся с мошенничеством, ежегодные потери от экономических преступлений в денежном выражении составили менее 100 тысяч долларов, а у 7% показатель потерь превысил 100 млн долларов (этот результат в 10 раз превышает показатели по миру в целом - 0,6%). Около 22% российских компаний, которые столкнулись с мошенничеством, потеряли свыше 5 млн долларов.
Более половины (55%) организаций возлагают ответственность за совершенные преступления исключительно на собственных сотрудников, действовавших в одиночку; при этом 36% респондентов считают, что дело не обошлось без участия внешней стороны.
В целом в мире 34% участников опроса заявили, что их организации пострадали от экономических преступлений. Этот показатель увеличился на 13 процентных пунктов с 2009 года. Кражи или незаконное присвоение активов (72%) оказались самым часто встречающимся видом экономических преступлений, отмеченных респондентами. За ними следовало искажение финансовой отчетности, взяточничество с коррупцией (по 24% на каждый вид преступлений), а также киберпреступность (23%). В общей сложности 11% респондентов, почти половину которых составляют руководители высшего звена, ответили, что не знают, пострадали ли их организации от мошенничества.