Нефтеюганск, город, где расположено правление "Юганскнефтегаза", перекрашивают из цветов ЮКОСа в черный и желтый - цвета "Роснефти". "Художники на славу потрудились... все агрегаты, насосы, бараки и вагоны, некогда выкрашенные в зеленое и желтое - цвета ЮКОСа, сегодня перекрашиваются в черное и желтое. Это цвета "Роснефти" - государственной компании, которая в декабре прошлого года завладела "Юганскнефтегазом", - пишет французская Liberation, статью которой публикует Inopressa. Повсюду в городе со 108-тысячным населением желто-зеленые треугольники ЮКОСа методично заменяются на черно-желтые логотипы "Роснефти". "Все время приходится красить", - вздыхает 29-летний бурильщик Женя, который говорит, что перекрасил уже все оборудование в цвета своего нового хозяина.
"Столица" ЮКОСа, которая обеспечивала более 60% продукции компании Михаила Ходорковского и 12% всей нефти, добываемой в России, быстро забыла своего бывшего хозяина, констатирует Liberation. После его ареста в октябре 2003 года и до дня оглашения приговора здесь не было ни одной демонстрации, ни одной забастовки бывших работников ЮКОСа в поддержку того, кто хотел быть их "благодетелем". "Поначалу делались попытки организовать людей, - рассказывает журналист местного телеканала "Интелком", принадлежащего империи ЮКОСа. - Но среди простых рабочих не было особых симпатий к Ходорковскому. Будет их хозяином ЮКОС, "Роснефть" или Бабай - им все равно. Пока зарплата выплачивается вовремя, а в магазинах есть продукты, никто не протестует. Лишь интеллигенция жалеет Ходорковского, но ее здесь мало".
После перехода филиала в собственность "Роснефти" заменены были лишь генеральный и финансовый директора, а также начальник службы безопасности "Юганскнефтегаза". Остальным сотрудникам предложили продолжать работать, как будто ничего не произошло. Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков дважды приезжал сюда. Он обещал выделить городу 50 млн рублей на строительство бассейна, о чем была договоренность еще с ЮКОСом. В свое время ЮКОС обещал дать на бассейн "в три раза больше", замечает Игорь Грибанов, заместитель мэра Нефтеюганска.
Лишь журналисты местного телевидения на условиях анонимности признают, что за этим фасадом "нормализации" и "стабилизации" идет "очень плохое кино". "Кажется, что все нормально, но все-таки то, что происходит у нас, очень драматично, - говорит журналистка. - Не будем забывать, что в 1998 году у нас убили мэра. ЮКОС обвинили в преступлении, которое осталось нераскрытым. Потом мы долго привыкали к ЮКОСу: весь город был выкрашен в его цвета. И вдруг хозяина ЮКОСа сажают в тюрьму. Государственная компания приобретает принадлежавшее ему предприятие, нашего мэра отстраняют. Все это происходит на глазах у народа, а он... молчит!" На прошлой неделе в заместителя директора "Юганскнефтегаза" Сергея Бурова стреляли на улице: виновники покушения не установлены.
"При нем (Ходорковском) нам работалось гораздо свободнее. Мы могли рассказать, например, о лезвии бритвы, найденном в буханке хлеба, выпеченной местным комбинатом", - рассказывают журналисты телеканала. С тех пор телеканал выкуплен одним из местных олигархов и теперь занимается только тем, что "делает ему рекламу".