ННГУ

За три года российская суперкомпьютерная отрасль сдала позиции в мировом рейтинге. Если в июне 2011 года в списке Top500 было 12 суперкомпьютеров из России и наша страна занимала по этому показателю седьмое место, уступая США, Китаю, Германии, Великобритании, Японии и Франции, то в списке на июнь 2014 года лишь пять машин из России, и страна занимает 12-е место, пропустив вперед Канаду, Индию, Южную Корею и Австралию, пишут "Ведомости".

А крупнейший российский суперкомпьютер "Ломоносов", построенный в Московском государственном университете, за эти три года опустился на 29 позиций - с 13-го на 42-е место, несмотря на то, что за это время его пиковая производительность выросла с 1373 до 1700 терафлопсов. Для сравнения: пиковая производительность лидирующей в рейтинге системы за тот же период выросла почти на порядок - с 8,77 петафлопса (К-компьютер из японского Института физико-химических исследований в городе Кобе) до 54,9 петафлопса. Такую производительность развивает китайский Tianhe-2 ("Млечный путь - 2") из Национального суперкомпьютерного центра в Гуанчжоу.

Развитие отрасли не остановилось, но мировой рынок развивается сейчас очень быстро, говорит Олег Горбачев, представитель российской группы РСК, занимающейся разработкой и интеграцией суперкомпьютерных решений. Если Дмитрий Медведев, когда был президентом, уделял внимание развитию суперкомпьютерной отрасли, то сейчас в этом направлении шагов особо не видно, считает он.

В России действительно вкладывают в суперкомпьютеры меньше, чем в США, Японии или Китае, но это отставание не страшно, потому что алгоритмы в нашей стране делают на мировом уровне, а отставание в мощности компенсируется более тщательной и аккуратной математикой, заявил "Ведомостям" Михаил Якобовский, заведующий сектором Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН. Топовые компьютеры мощнее в 10 раз, но решить на них вы сможете лишь только в два раза более сложную задачу, замечает он.