Moscow-Live.ru

Нефтедоллары, в период бума хлынувшие на московский рынок недвижимости, сформировали в столице новый класс рантье, не зависящий от власти. У москвичей созрел спрос на эффективные институты, защищающие права собственности, - в отличие от остальных россиян, пишет газета "Ведомости".

Московский рынок недвижимости стал центром вторичного перераспределения сырьевой ренты, сформировав новый класс собственников, отмечает эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР). Купить квартиру в кредит могли около 20% россиян (подушевой доход от 25 тысяч рублей), в Москве - 35% (от 70 тысяч рублей). Еще около 10% россиян с меньшими доходами имеют вторую квартиру либо комнату. Жилье - главный актив и имущественный критерий среднего класса, поясняет директор Института социальной политики АНХ Светлана Мисихина. В Москве в отличие от остальной России средний класс представляет "почти электоральное большинство", указывает президент ЦСР Михаил Дмитриев: до 45% жителей.

В 2002-2009 года жилье в Москве дорожало в полтора раза быстрее, чем в среднем в России (без учета столицы). А вот зарплаты росли в полтора раза медленнее. В то же время доля доходов от собственности на пике сырьевого бума достигла 25% в структуре доходов москвичей (10% в среднем по стране), оплаты труда - снизилась до 30% (40%).

"Учитывая, что доходы от собственности занижаются, а от зарплаты - завышаются, можно сказать, что недвижимость превратилась в крупнейший источник доходов москвичей", - говорит Дмитриев. Доля социальных трансфертов в доходах жителей Москвы к концу предкризисного бума сократилась более чем вдвое - до 6% (в России - около 12%).

Между тем благодаря ренте у москвичей больше свободного времени, поэтому высокий спрос на отдых, развлечения и готовность к протестным действиям. Причем если у россиян вместе с доходами растет и лояльность власти, то у москвичей наоборот: чем выше доход, тем сильнее протестные настроения.

Основной источник благосостояния не способствовал развитию человеческого капитала - получение дохода от недвижимости не требует высокой профессиональной квалификации, поэтому Москва на этом рынке ближе к Эмиратам, чем к Европе, резюмируют эксперты.