Члены Общественной палаты РФ накануне провели слушания, посвященные проекту федерального закона о введении уголовного наказания за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан.
Документ, разработанный представителями всех фракций Госдумы, предусматривает внесение ряда поправок в Уголовный кодекс РФ. В частности, предлагается дополнить его новой статьей, которая предусматривает наказания за "оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества),мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний". В случае публичного оскорбления обрядов религиозных объединений и публичного оскорбления религиозных чувств граждан предусмотрены штрафы до 300 тыс либо обязательные работы на срок до 200 часов, либо лишение свободы на срок до 3 лет. За осквернение объектов и предметов почитания и разрушение таких предметов предполагается уже лишение свободы до 5 лет или штраф до 500 тысяч рублей с обязательными работами до 400 часов.
На заседании палаты между членами ОП развернулась бурная дискуссия даже не по поводу предлагаемых норм, а вообще в отношении подобного законопроекта. Практически все участники слушаний назвали закон недоработанным и требующим уточнений. В итоге большинство из них потребовали отозвать из Думы этот крайне спорный документ, заявив, что он сам способствует разжиганию межнациональной розни. Проект одобрили лишь представители РПЦ и исламское духовенство.
Как сообщает "Коммерсант", открывая слушания, глава комиссии ОП РФ по развитию гражданского общества Иосиф Дискин заявил, что общество, конечно, должно реагировать на случаи, когда кто-то пытается задеть "фундаментальные ценности" как верующих, так и атеистов, но нынешняя версия закона создает ситуацию, когда религиозные радикалы "навязывают свои правила всей стране".
Глава комиссии ОП по межнациональным отношениям Николай Сванидзе обратил внимание на то, что правовой акт будет защищать только "религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России". "У нас в стране есть и язычники, которые могут молиться Перуну или вообще придорожному пню, их чувства никто защищать не будет, - сказал Сванидзе, отметив, что такой закон "нарушает конституционную норму о равенстве религий". Он заявил, что в нынешней редакции законопроекта не прописано, что такое "религиозные чувства" или "религиозные символы".
"В нынешнем виде законопроект разжигает рознь между разными конфессиями, верующими и неверующими, - цитирует выступление Сванидзе "Московский комсомолец". - Этот закон раскалывает общество на людей высшего сорта (иудеев, православных христиан, мусульман, буддистов) и - худшего сорта (неверующие, неправославные христиане, представители других конфессий)".
Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский продолжил эту мысль, заметив, что в законе "нет перечня религий", а он протестант и считает свою веру также частью наследия России. И, судя по предложенному закону, ничто и никто не мешает ему подать в суд на православных граждан и клириков - "на сектоборцев и мракобесов, которые нас оскорбляют".
Адвокат, член общественного совета Госдумы по делам религиозных организаций Анатолий Пчелинцев напомнил, что "в нашем законодательстве достаточно правовых средств, чтобы бороться с оскорблением святынь и религиозных чувств". "В Госдуме, видимо, этого не знают. Зачем вносить закон, от которого не будет никакого толку, кроме напряжения в обществе? Зачем нарушать нормы Конституции, согласно которым перед законом равны все, и у представителей традиционных конфессий нет преимуществ перед остальными людьми? Но самое странное: я вхожу в профильный совет Госдумы. Нас, экспертов, никто не собирал, не спрашивал нашего мнения об этом законе. Естественно, мы бы его "зарубили", - заявил Пчелинцев, объяснив, что "этот документ нарушает столько правовых норм, что его не следует даже обсуждать". "Второкурсники юрфака справляются с написанием законов лучше, чем эти депутаты", - подытожил он.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева выразила мнение, что вообще законы, которые принимает Госдума последнего созыва, "направлены на ужесточение наказаний до такой степени, что их невозможно исполнить". По ее словам, закон написан размыто: "Вот что такое "оскорбление религиозных чувств"? С точки зрения православного пройти мимо храма и не перекреститься - это оскорбление. Закон позволяет привлекать к уголовной ответственности почти всех, кто ходит по центру Москвы, где много храмов".
Применить будущий закон в его нынешних формулировках можно практически к каждому и за каждое абсолютно невинное действие: идет мусульманин по рынку и видит свинину на прилавке, а это оскорбляет его религиозные чувства - значит, по закону, продавца можно посадить на 3 года; учитель рассказывает в школе про теорию Дарвина, а это оскорбляет родителей детей, исповедующих, к примеру, православие - посадить учителя на 3 года; написал человек со строчной буквы слово "бог" и "аллах" - в тюрьму, выбросил газетку с портретом Патриарха в мусорное ведро (или кто-то, не дай Бог, найдет ее в туалете) - в тюрьму...
"В Госдуме собралась ватага абсолютно невежественных и агрессивных людей. Они принимают законы, которые вызывают оторопь у юристов, - заявил член ОП адвокат Генри Резник и обратился к представителю РПЦ Всеволоду Чаплину: "Отец Всеволод, разве у нас сейчас идут гонения на церковь?"
Получив утвердительный ответ, Генри Резник возмутился: "Говорите правду, отец Всеволод! Разве сейчас мешают богослужениям или массово оскверняют храмы? Вы сами подменяете веру институтом церкви!"
"Что вообще такое "чувства верующих"? - задал вопрос Сванидзе. - Если их можно оскорбить, значит вы плохо верите".
"Ну, это уж слишком, - возмутился глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин. - Формулировка "чувства верующих" есть в КоАП. Их оскорбление опаснее любой бытовухи, ведь оно может привести к гражданской войне". Чаплин напомнил, что государство "защищает очень жестко и государственные символы, могилы, памятники культуры". "Я за то, чтобы символы светских мировоззрений тоже защищались", - сказал священник. При этом он подчеркнул, что покушения на религиозные символы "не менее опасны, чем разжигание национальной розни".
"Если из-за осквернения чувств верующих в нашей стране польется кровь, она будет на вашей совести, господа", - пригрозил присутствующим глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества.
Итог обсуждения подвел модератор заседания, замсекретаря Общественной палаты Михаил Островский, предложивший Госдуме отклонить этот закон, а Палате выработать "общественный договор между властью, верующими всех без исключения конфессий и неверующими о том, как себя вести, чтобы не оскорблять чувства друг друга".
Разработкой этого документа, скорее всего, займется специально для этого созданная комиссия Общественной палаты.