Russian Look

Помощь Божья содействовала тому, что советский народ разгромил врага в Великой Отечественной войне, заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

"Молитвы, скорби, страдания, готовность идти на жертву, соединившись с силой Божественной, разгромили врага", - сказал Патриарх, обращаясь в пятницу к участникам Георгиевского парада на Поклонной горе с крыльца храма Георгия Победоносца. В параде "Дети победителей" приняли участие около тысячи представителей молодежных военно-патриотических клубов.

Предстоятель Русской церкви напомнил, что фашисты напали на Советский Союз в день памяти Всех святых, в земле российской просиявших.

"Народ наш встал на защиту своего Отечества. Святые угодники, в земле российской просиявшие, святой великомученик Георгий, Пресвятая Богородица, Господь, взиравший на безумства тех, кто посягнул на Святую Русь, - все были с нами", - сказал Патриарх.

Но Бог, по его словам, "не совершает фокусов", Он соотносит свою волю с действиями людей.

"Он вплетает свой промысел в человеческие усилия, и в этой страшной борьбе с врагом мы победили потому, что очень хотели победить, что мобилизовали все силы, которые были, со смирением приняли страдания и скорбь, ниспосланные нам, молились горячо о победе", - подчеркнул Патриарх Кирилл.

Перед тем, как обратиться к участникам парада, Патриарх совершил Божественную литургию в Георгиевском храме в его престольный праздник. В своей проповеди он напомнил, что именно в день памяти святого Георгия Победоносца, 6 мая, закончилась Великая Отечественная война "и это неслучайно".

Он указал на то, что Советская армия была слабее армии фашистов, "но победа, если Бог преклоняет милость свою, не на той стороне, где сила, а на той стороне, где правда".

Патриарх также подчеркнул, что День Победы должен всегда сопровождаться молитвенной памятью о тех, кто душу свою положил за страну.

С утверждением, что война - наказание, посланное народу за грехи, согласны не все

В преддверии Дня Победы в российском обществе делаются попытки по-новому осмыслить события трагических лет Великой Отечественной войны, в том числе и с позиции людей верующих.

Накануне Свято-Филаретовский православно-христианский институт провел встречу, посвященную осмыслению Великой Отечественной войны как антропологической катастрофы. Ее участники - представители разных поколений - попытались в ходе встречи ответить на крайне болезненные вопросы: что война проявила в человеке, почему она вела не только к гибели людей, но и к разрушению человечности в человеке, всегда ли это исходило от прямого врага, какова цена победы в этой войне.

Напомним, что два года назад, обращаясь в день праздника Владимирской иконы Божией Матери (3 июня) к верующим в московском Сретенском монастыре, предстоятель РПЦ сказал, что у Церкви есть право духовно прозревать исторические пути народа.

"У верующего человека есть право и возможность видеть руку Божию в своей жизни, в истории Отечества своего и понимать, чтó есть Божие наказание. Если мы не потеряем такой взгляд на историю, нам многое станет ясно из прошлого и от многого нас может уберечь это в будущем", - подчеркнул Патриарх.

Некоторые, по его словам, недоумевают: "Почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война? Почему так много народа погибло? Откуда то ни с чем не сравнимое страдание людей?"

"Если мы и на эту военную катастрофу посмотрим тем взором, которым взирали на прошлое и настоящее наши благочестивые предки, то разве сможем удержаться от совершенно ясного свидетельства, что сие было наказание за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой", - сказал глава Русской церкви.

"Разве могло быть пройдено с легкостью, без суда такое страшное явление в жизни народной, как уничтожение верующей части общества, уничтожение Церкви, обречение людей на страдания, мученичество и исповедничество? Но если бы вместо страшного наказания последовало материальное процветание и победа идеологии, то невольно каждый здравомыслящий верующий человек спросил бы: "А где же суд Божий, неужели только в вечности? Неужели Он не простирает Своей длани над историей?" - отметил Патриарх Кирилл.

История нашего Отечества, продолжил в своем слове предстоятель РПЦ, "как, может быть, никакая другая, учит тому, что суд Божий происходит не только в вечности - он происходит и в истории. И Господь, являя справедливость Свою, наказывает людей. Иногда наказания эти очень страшные. Примерами их наполнено Священное Писание Ветхого Завета. И наша история свидетельствует о том, что Бог поругаем не бывает".

"Но наказание Божие - это не проявление некоего деспотизма и жестокости, о чем с удовольствием нередко рассуждают люди неверующие, подвергая сам факт бытия Божия сомнению. Наказание Божие - это явление правды Его, это явление Божественной справедливости, без которой не может быть бытия мира; это установление баланса, без которого всякая человеческая система будет обрушена. Наказание Божие есть всегда проявление в том числе любви Божией к людям во имя их исправления", - заявил Патриарх.

Между тем эти слова главы РПЦ стали поводом для комментариев у некоторых представителей блогосферы. Как не без иронии пишет блоггер teh_nomad, "наш народ заслужил войну с Германией. Мы слишком плохо обращались с РПЦ. Так утверждает Патриарх Кирилл. А вот Гитлер хорошо обращался с РПЦ, строил в Германии православные храмы..." Гитлера, по словам блоггера, представители РПЦ "очень уважали".

Как отмечает teh_nomad, на захваченных территориях нацисты открывали православные храмы, в которых желающие могли помолиться "о христолюбивых властях народа германского" и о скорейшей победе немцев.

"Победу подай, Господи, вождю народа германского Адольфу Гитлеру", - взывали священники Псковской православной миссии. Большую поддержку от православных иерархов получила "Русская освободительная армия" Власова. Эта поддержка не ослабевает до сих пор: в 2009 году руководство зарубежного крыла РПЦ выступило с заявлением, согласно которому Власов - истинный патриот России", - говорится в блоге.

"Но вот в войне наметился перелом. Вдруг оказалось, что все советские солдаты резко стали верующими", - пишет автор поста, приводя слова Патриарха о том, что "на войне не было неверующих, а отличие заключалось лишь в том, что одни умели креститься, а другие - нет. И те, и другие поднимались в атаку с одним воздыханием: "Господи, спаси, помоги, защити".

"Каким образом атеисты в одночасье становятся верующими?" - задает вопрос блоггер и добавляет: "После такого всплеска духовности Бог решил, что вразумление можно сворачивать, и даровал нам Победу. Не ищите тут заслуги Советской армии: враг был настолько хорошо организован, вооружен, превосходил нас по всем возможностям, что наша победа не может восприниматься иначе, как чудо. Такую интересную версию событий распространяет и государственное телевидение".

В своем посте teh_nomad приводит слова православного священника Владимира Петрова, который призывает коллег не врать: "Как же лживо звучат наши с вами слова о том, что якобы в войне победил именно православный народ. Конечно, хорошо бы, если бы каждый русский воин шел в бой с молитвой Иисусовой на устах и в сердце, а умирали не со словами: "Прошу считать меня коммунистом", а со словами: "С нами Бог". Но в ту войну это было не так... Вернее, так было, но не в Красной Армии, а у фашистов. На их фашистских штандартах и эмблемах было написано: "С нами Бог". На их танках и самолетах были кресты".

По словам блоггера, "раз уж военные успехи зависят только от того, как мы обращаемся с РПЦ, становится понятно, почему мемориалы Победы заменяют на храмы, почему Церковь так нагло требует себе в собственность военные объекты (в том числе — хирургический корпус саратовского военного госпиталя), почему калининградские замки (полученные по итогам войны) передаются РПЦ, почему в военных учениях участвуют "Военно-полевые храмы на базе КамАЗов".