patriarchia.ru

Известие о разводе российской президентской четы дало верующим и всем неравнодушным повод поразмышлять о том, как отреагирует на решение супругов Путиных Русская православная церковь. Для православного сообщества в стране это известие "печальное". Именно так прокомментировал его в своем "Живом Журнале" глава Ассоциации православных экспертов и Корпорации православного действия Кирилл Фролов. И хотя брак Путиных не был церковным, но первая супружеская пара государства - люди, как известно, верующие, и это решение до некоторой степени идет вразрез с утверждаемой в России православно-патриотической идеологией укрепления традиционных ценностей.

Кирилл Фролов взял на себя смелость предположить, как отреагирует на президентский развод предстоятель РПЦ, и заявил, что "патриарх будет сострадать решению" и что суждение главы Русской церкви будет направлено на спасение двух душ и утверждение православных семейных ценностей. Возможно, так и будет, ведь семья в православном понимании - это малая церковь.

- Разрешает ли развод Русская православная церковь?

Между тем патриарх Кирилл уже публично высказывался о разводах. Об этом в пятницу напомнил портал "Православие и мир". Мнение главы РПЦ прозвучало в рождественском интервью телеканалу "Россия-1" 8 января 2012 года.

Задавая свой вопрос, ведущий телеканала Евгений Ревенко отметил, в частности, что состояние общества зависит от того, как чувствует себя отдельно взятая семья, и упомянул, что картина с разводами в стране действительно печальная. В православии о семье говорят как о малой церкви. Иначе ее можно назвать ячейкой общества. Ревенко попросил своего собеседника что-то сказать тем людям, которые решают, быть или не быть вместе.


Вот что ответил патриарх:

"Кризис семьи - это кризис любви. А без любви человек жить не может. Когда мы разрушаем семью, мы разрушаем любовь. Любовь и удовольствие - это не синонимы".

"Очень часто нам что-то не нравится в семейной жизни, что-то становится некомфортным, как говорят опять-таки современные люди, и, устремляясь к достижению какого-то комфорта, благополучия, мы идем через то, чтобы разрушить свою собственную семью. Этого делать нельзя. Это очень трудно понять современному человеку, но Бог этого не пожелал".

"Некоторые скажут: а что же делать, если любовь прошла? Любовь проходит в том случае, когда сами люди любовь разрушают. Но если эти радостные, сердечные отношения, которыми овеяны первые годы совместной жизни, оба - и муж, и жена - пестуют, поддерживают, лелеют, охраняют, то это чувство сохраняется до гроба. Но если начинается взаимный обман, параллельная жизнь, то все разрушается. Путь разрушения семьи - это не путь к человеческому счастью".

"Конечно, бывают исключения, и я не хочу говорить, что в ста процентах случаев. Есть исключения. Не будем сейчас о них говорить. Потому что в таком случае каждый скажет: я и есть исключение".

"Будем говорить о том, что нужно сохранять семью, потому что это крепость, это дом, это место, где рядом с тобой родные люди, близкие, способные быть и в радости, и в горе".

"А для того, чтобы было так, нужно все время возрастать в любви. А в любви невозможно возрастать без самоотдачи друг другу".

"Я об этом часто говорю. В каком-то смысле любовь всегда должна сопровождаться способностью пожертвовать собой ради другого человека. И, если это происходит, если один научился жертвовать ради другого и другой или другая ему отвечает, то люди возрастают в любви. И вот тогда ни о каких разводах и речи не идет".

"Я очень желал бы нашим соотечественникам научиться хранить любовь с первого дня совместной жизни".

"С тем, чтобы как можно меньше наших семей стояло перед этой страшной проблемой - разделения, особенно тогда, когда существуют дети и когда от этого страдают не только муж и жена, но и несчастные детишки".

Разрешает ли развод Русская православная церковь?

Известно, что в разных религиях развод может быть разрешен по разным причинам и осуществлен разными способами. В исламе, например, мужчина, дающий развод жене, должен быть совершеннолетним, вменяемым и разводиться по собственной воле. Ему необходимо произнести особую формулу развода. Кроме мужа это имеет право сделать шариатский судья, в известных случаях выносящий решение по просьбе жены. Иудеям был разрешен развод "по жестокосердию". В Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Между тем в Православной церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Об этом журналу "Нескучный сад" рассказал три года назад старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Ууниверситета, клирик московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе священник Димитрий Пашков. Его ответ по поводу разводов опубликовал также портал "Православие и мир":

"Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в православии)
2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки
3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется)
4. Заболевание проказой или сифилисом
5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне)
6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния
7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда)
8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга
9. Вступление одного из супругов в новый брак
10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни
11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни

Согласно Основам социальной концепции РПЦ "в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа" (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая - смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (Новый завет, Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 7, стихи 8-9). Вторая причина - это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины - смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии - снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 5, стихи 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством - сам чин второго брака не радостный, а покаянный, - но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: "Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние".

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода - развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать".