Global Look Press

Духовные лидеры разных религий России, участвовавшие в опросе в прямом эфире радиостанции "Говорит Москва", убеждены, что эксперименты по трансплантации головы у людей ставят серьезные биоэтические проблемы.

Как уже сообщалось, британская газета Daily Mail накануне распространила информацию, что программист из Владимира Валерий Спиридонов, который страдает неизлечимым заболеванием, дал согласие итальянскому нейрохирургу Серджио Канаверо на первую в мире операцию по пересадке головы.

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что "люди, которые окажутся в таком пересаженном теле, будут, наверное, лишь частично людьми, а то и чем-нибудь противоположным". "Это будет не жизнь, это будет уже нечто другое", - добавил он. "Душа и мозг - это не одно и то же", - подчеркнул священник, слова которого приводит ТАСС.

"Говорить о сохранении личности применительно к данному случаю сложно, - сказал представитель постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Андрей Бальжиров. - Для буддизма важна прежде всего работа сознания. Останется ли после такой операции человек тем же, чем был ранее? Что будет с его сознанием?" Он напомнил, что немалая ответственность в случае таких экстремальных научных экспериментов "ложится не только на "подопытного", но и на врачей".

Имам Соборной мечети в Москве Ильдар Аляутдинов согласился с мнением лидеров других представителей религий. "Тяжело представить, что получится: в исламе есть понятие души, сердца и разума, и все эти личностные качества взаимосвязаны. А тут нам предлагают соединить разные ипостаси от разных личностей", - сказал Аляутдинов.

Валерий Спиридонов, согласившийся на пересадку головы, страдает редким генетическим заболеванием - амиотрофией Вердинга-Гоффмана. Из-за него у россиянина не растут мышцы и деформировался скелет, и заболевание прогрессирует. "Мне сейчас 30 лет. Хотя обычно по этому диагнозу люди редко живут более 20", - рассказал Спиридонов.

Он объяснил, что сам связался с профессором еще два года назад и до сих пор переписывается с ним по Skype. При этом предполагаемый пациент в курсе, что после операции его шансы выжить не особенно велики: подобные пересадки, проводившиеся прежде, не заканчивались безусловным успехом.

Ранее похожие операции проводились на животных. В 70-е годы прошлого века ученые пересаживали голову обезьяне, однако животное погибло через 10 дней. Советский профессор Владимир Демихов экспериментировал на собаках. Его гибриды жили от одного до 20 дней.

"Мы в первую очередь будем охлаждать мозг до 10-15 градусов Цельсия, обе головы будут отсечены", - рассказал профессор Канаверо. После этого начнется трансплантация тела от донора к голове пациента. Вся операция будет длиться 36 часов.

Заместитель директора Института хирургии имени Вишневского Алексей Чжао объяснил, что при операции будут сшиты четыре сосуда, две сонные артерии, две яремные вены, однако нервные волокна в спинном мозге соединить невозможно, и даже если пациент выживет, двигать новыми руками и ногами он не сможет.

Между тем профессор Канаверо уверяет, что это пока не очевидно. Он планирует склеить нейроны биологическим клеем и стимулировать регенерацию слабым электрическим током. Пациент в это время месяц будет находиться в искусственной коме.

Конкретную дату операции еще предстоит определить - пока Канаверо не нашел финансирования и не смог набрать штат. Также нужно будет найти донора: им, по словам Спиридонова, может быть человек, получивший неизлечимые травмы головного мозга, или преступник, приговоренный к смертной казни.