Храм Великомученика и Победоносца Георгия в Москве в течение трех дней был объектом милицейской проверки. Неожиданный всплеск интереса к церковной жизни у сотрудников УВД "Пресненское" вызван тем, что большинство прихожан – выходцы из Грузии. Документы проверяли у всех, кто шел на богослужение, а двое певчих, несмотря на действующие рабочие визы, подверглись задержанию и были отпущены только после вмешательства духовенства, рассказывает сегодня автор публикации в "Новых Известиях".
Свято-Георгиевский храм был построен в Грузинской слободе в 1750 году на средства царевича Георгия Вахтанговича. Закрытый в 1929-м, он снова стал действующим в 1993-м и является подворьем Грузинской православной церкви. По договоренности между Московским и Грузинским патриархами в нем поочередно служат священники из России и Грузии. Большинство прихожан – представители грузинской диаспоры, поэтому службы ведутся на двух языках. Это единственное место в Москве, где изо дня в день звучат старинные грузинские песнопения.
Однако в минувшую субботу, когда настоятель священник Феодор Кречетов подал возглас к началу вечернего богослужения, слаженный хор не отозвался. Его попросту не оказалось на месте по причине задержания певчих милицейским нарядом на пороге храма. Как рассказал "Новым Известиям" настоятель, служба из-за этого была отложена почти на полчаса. Певчих, имеющих в паспортах действующие рабочие визы, отпустили только после вмешательства клириков храма. Документы проверялись также у всех, кто шел в тот вечер на службу. И паспортные данные тщательно переписывались.
"Ничего подобного никогда у нас не было, – рассказал священник. – Конечно, в последние месяцы напряжение в российско-грузинских отношениях не могло нас не волновать. Хотя бы потому, что два священнослужителя у нас – граждане Грузии. Но случившийся в субботу визит милиции так всех обеспокоил, что в воскресенье на литургию большинство нашей паствы не пришло, вместо обычных 300–400 человек молились от силы 50. Я позвонил руководству УВД "Пресненское" и попросил дать распоряжение убрать милицейскую машину, однако она еще долго стояла возле храма. Приезжал наряд и в понедельник, но, увидев меня, ретировался".
По словам Федора Кречетова, когда он попытался выяснить причину вспыхнувшего у сотрудников УВД интереса к приходу, ему было сказано: "Обычная проверка". Милицейское же руководство от рейда своих добрых молодцев открестилось – мол, никаких поручений никто им не давал, это самоуправство.
Диакон Свято-Георгиевской церкви Мирон Кантеладзе тем временем каждый день посещает специзоляторы, где содержатся граждане Грузии, у которых возникли проблемы с проживанием в Москве. По его словам, сотрудники милиции ведут себя с ним на удивление мягко, не препятствуя передавать задержанным продукты и лекарства.
Такое отношение продиктовано, по всей видимости, тем, что отец Мирон родился в России и имеет наше гражданство. Но вот за судьбу прихода он тревожится. Ведь многих, чьи данные милиционеры записали в ходе проверки, могут вскоре лишить регистрации и виз, а после выслать из страны. И тогда в храме святого Георгия Победоносца надолго станет непривычно пусто – как в минувшее воскресенье.