Церковь и религия оказывают Путину основательное содействие - помогают изобразить борьбу с коррупцией и за честные выборы как борьбу "нечестивых иноземцев" со "Святой Русью", утверждает телепродюсер и автор документальных книг Петр Померанцев.
А лидер православных "дружинников" Иван Остраковский заявляет, что "враги Святой Руси повсюду, мы должны защитить святыни от либералов и их сатанинской идеологии".
"Еще несколько лет назад Остраковский и его дружинники казались в России курьезными маргиналами. Они сжигали книги о Гарри Поттере, протестуя против "колдовства". Но теперь, когда обозначается стиль третьего президентского срока Путина, громилы с нательными крестами полностью совпадают с идеологией, исходящей из Кремля и от иерархов РПЦ", - говорится в статье издания The Daily Beast.
И процесс Pussy Riot стал "подарком судьбы Кремлю, который старается подогревать националистический пыл".
Православная церковь с самого Крещения Руси в 988 году играет центральную роль в национальной идентичности русских, говорится в статье, выдержки из которой приводит InoPressa.
Со временем в России сформировалось крайне подозрительное отношение к христианским традициям и политическим системам Западной Европы. Советская власть казнила священников и разрушала церкви, но продолжала пользоваться религиозными парадигмами. "Иконы" партийных руководителей носили на парадах Красной Армии, имелись истории о "мучениках"-пионерах и кредо Маркса, Энгельса и Ленина - социалистической "Св. Троицы", говорит Померанцев. Сама же РПЦ находилась под строгим надзором спецслужб.
Сегодня же, хотя среди правых радикалов растет популярность православных лозунгов, никак нельзя утверждать, будто Россия охвачена религиозной революцией в иранском стиле. Но религия остается одним из ярких признаков русской национальной идентичности, пишет автор статьи. По его мнению, Кремль возрождает формулу "Православие, самодержавие, народность".
Идея "Третьего Рима", подкрепленная советским культом личности и "всепроникающей тюремной субкультурой, славящей сильного лидера" (выражение автора) - основа убеждения, что идеальный лидер России - это Божий избранник-самодержец.
Со своей стороны, московский священник Алексей Уминский заявляет, что чрезмерное сближение с государством - трагедия для церкви. "Мы на распутье: либо церковь встанет на сторону совести, либо ее обвинят во всех недостатках Кремля. Но для этого нам необходимо отбросить все иллюзии: "Третий Рим", мечты о православной сверхдержаве", - говорит Уминский. "Подобные голоса, как правило, заглушаются прокремлевской фракцией патриархата", - комментирует Померанцев.
Автор статьи подытоживает: "Несмотря на риторику православных сторонников Путина - иногда пугающую, часто крикливую - новая инкарнация путинского режима похожа не столько на продуманную программу, сколько на карнавал, где шпионы наряжаются в рясы, а громилы украшают себя распятиями, выкрикивая обрывки средневековых богословских трактатов и советских конспирологических теорий с припевами из песен в стиле "фолк-металл".
Профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов так объяснил этот феномен: "В XX веке мы потеряли столько честных людей, что создали общество, где имитация и ролевые игры - норма".