Последователи индуизма отметили приход весны, или, как его называют, праздник Холи. Россияне карнавальное действо Холи раньше могли лицезреть разве что на экране – во всенародно любимых индийских кинолентах жизнерадостные индусы, встречая весну, мало того, что пели и танцевали, так еще и осыпали друг друга разноцветными красками.
Теперь Холи ежегодно празднуют по всему миру, в том числе и в наших северных широтах. Правда, в условиях российского климата в холодный мартовский вечер бросаться на улице краской даже в друзей и знакомых не безопасно. Но можно попеть, потанцевать, сыграть спектакль на тему борьбы добра и зла, наконец, сжечь чучело злой ведьмы, которая мешает приходу весны – именно так ежегодно встречают Холи российские, и в частности, московские вайшнавы (кришнаиты), и проживающие в столице индийцы, сообщает пресс-служба Московского общества сознания Кришны.
Холи знаменует приход нового года и совпадает с другим, едва ли не главным праздником вайшнавского календаря (напомним, вайшнавами в Индии называют тех представителей индуизма, которые поклоняются единому Богу – Вишну, или Кришне). Именно в эти дни пятьсот лет назад в Майяпуре, одном из святых мест Бенгалии, родился Шри Чайтанья (1486-1534), великий святой, будущий религиозный реформатор, давший новое дыхание духовной традиции вайшнавизма (имя Чайтанья означает "жизненная сила"). Революционность вклада Чайтаньи в возрождение вайшнавизма западные ученые по аналогии иногда сравнивают с периодом Реформации в европейской истории.
В миссии Чайтаньи по отношению к индуизму вайшнавы находят параллели с миссией Иисуса Христа по отношению к иудаизму. Так же, как в Палестине 2000 лет назад преобладала религиозная практика ревностно исполняющих внешние ритуалы фарисеев, в Индии полтысячелетия назад духовную сферу монополизировали кастовые брахманы, для которых ритуально-обрядовая сторона религии была важнее ее глубинной сути. Как и Иисус, Чайтанья возвестил высшей целью всякой религиозной практики развитие немотивированной соображениями корысти любви к Богу. Заповедь "возлюби Бога" в вайшнавской традиции называется "бхакти" – преданное служение Господу во имя восстановления утерянных отношений с Творцом. Слепой вере, не всегда осознанному следованию малопонятным для большинства людей обрядам и ритуалам, Чайтанья противопоставил живое чувство по отношению к Богу, которое должно родиться в процессе служения Ему. При этом, чувство это опирается на стройную философскую систему, которую разработали его ученики и последователи.
Впрочем, последователи Чайтаньи, ссылаясь на предсказание священных книг, считают его самим Богом, воплотившимся в век Кали (век лицемерия, раздоров, войн), чтобы дать людям религию любви. Для западного сознания, которому свойственно отождествлять духовною личность с материальным телом, одновременное поклонение тех же вайшнавов Кришне и Чайтанье часто представляется чуть ли не язычеством. Однако, согласно учению индуизма, личность изначально является духовной и может воплощаться в самые различные формы. Такое понимание природы личности дает право вайшнавам считать Чайтанью самим Кришной, явившимся в мир с новой миссией.
Благодаря неземной красоте и золотистому оттенку кожи Чайтанью называли Гаурангой, что в переводе с бенгали означает "золотой". А сам день явления Гауранги, который всегда приходится на полнолуние, вошел в календари как Гаура-Пурнима, что буквально означает "полная золотая луна". Следует заметить, что в вайшнавской поэзии образ проливающей ночную прохладу луны, используется для описания красоты объекта любви.
Любопытно, что о приходе Шри Чайтаньи знали и в Европе. По одной из версий историков, Христофор Колумб собрался в Индию за богатствами по наущению отца, который поведал будущему знаменитому путешественнику услышанное им от звездочетов предсказание о том, что на прилегающих к священной реке Ганга землях должен появиться "золотой Бог".
Впрочем, "золотом", то есть подлинным богатством, которое принес Шри Чайтанья на землю, согласно учению вайшнавов, является распространение по всему миру святого имени Бога, дающего освобождение человечеству от всех грехов и страданий. Так что берущее свое начало в тех давних временах пение вайшнавами на улицах сел и городов мантры Харе Кришна, которую в свое время вместе с западными кришнаитами распевал в публичных местах и Джордж Харрисон, было предсказано более пятьсот лет назад. К прославлению имени Бога за полторы тысячи лет до прихода Гауранги взывал своих последователей и Господь Иисус Христос, что лишний раз подтверждает авторитетность данной духовной практики – публичного воспевания святых имен.