Самопровозглашение Абхазской митрополии - новой независимой церковной структуры с перспективой превращения ее в самостоятельную Православную церковь Абхазии - не отвечает канонам и не способствует урегулированию положения верующих в республике. Об этом накануне заявил РИА "Новости" замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Николай Балашов.
С момента признания Россией независимости Абхазии в 2008 году не смолкают дискуссии о судьбе абхазских верующих. Представители Русской православной церкви неоднократно отмечали, что этот вопрос должен решаться путем братского диалога с Грузинской православной церковью, канонической территорией которой является Абхазия.
Напомним, что в минувшее воскресенье (15 мая) в монастыре Святого Симона Кананита в Новом Афоне состоялось собрание, назвавшее себя "церковно-народным". В нем участвовали представители молодого поколения абхазского духовенства, миряне, парламентарии, общественные деятели (зарегистрировались более тысячи человек). Открытым голосованием собравшиеся создали "Совет Абхазской митрополии", который призван быть действующим органом управления "Священной митрополии Абхазии" (с кафедрой в Новом Афоне) до решения вопроса о каноническом статусе Православной церкви в Абхазии и образования полноценных институтов ее управления.
Тайным голосованием председателем новой структуры и кандидатом в епископы митрополии Абхазии был избран заштатный клирик Русской православной церкви иеромонах Дорофей (Дбар). Он учился в московских духовных школах, был рукоположен в священный сан в Майкопской епархии РПЦ, а затем уехал учиться в Грецию, где стал архимандритом. Но решение о его возведении в этот сан было принято митрополитом Гуменисским (Элладской православной церкви) без ведома Московского патриархата и соответственно не имеет силы за пределами греческой епархии.
"Несомненно, что такие вопросы, как учреждение новых митрополий или, тем более, основание независимых Церквей, - не решаются собраниями, подобными состоявшемуся 15 мая в Новоафонском монастыре", - отметил Балашов.
По его словам, каноническая традиция Русской православной церкви не знает такого органа, как "церковно-народное собрание". Более того, церковные каноны запрещают "сборищу народа" избирать кандидатов в епископы, добавил представитель Московского патриархата.
"К сожалению, приходится отметить, что собрание, внесшее раскол в среду абхазского духовенства и верующих, не приблизило перспективы реального урегулирования положения православия в республике, которое может быть осуществлено только легитимными каноническими средствами", - заключил Балашов.