mostroyka.ru

Вокруг столичной службы православного такси "Московская тройка" возник скандал.

Некоторое время назад в журнале "Афиша" был опубликован репортаж сотрудницы издания Жени Куйды о таксомоторе для православных. Из беседы с одним из сотрудников "Мостройки" можно было понять, что "лиц кавказской национальности" там не жалуют.

Об этой публикации было накануне рассказано в программе "Завтрак для чемпионов", которую ведут на радиостанции "Серебряный дождь" Алекс Дубас и Анна Шафран (сюжет, посвященный нашей теме прозвучал 17 мая 2010 года, примерно, в 9:42. - Прим. ред.).

В целом положительно отозвавшись о появлении нового недорого такси, ведущие решили все же проверить, что будет если заказать такси решит человек с ярко выраженным акцентом.

О том, что получилось, затем рассказали некоторые СМИ. Особое внимание этой теме уделил, в частности, портал "Грузия-online".

Но обо всем по порядку.

Патриарх Кирилл даст нам зеленый свет

Офис первой службы православного такси "Московская тройка" находится в столичном районе Царицыно, в компьютерном классе Православного института Иоанна Богослова.

Открылась "Мостройка" 28 марта этого, в день праздника Входа Господня в Иерусалим. На сайте фирмы говорится:

"Теперь у православных пассажиров появилась возможность даже в такси находиться среди единомышленников. Все машины православной службы такси освящены. Обстановка в салоне также порадует: в дни Поста в такси вам предложат послушать не развеселую музыку, а, например, православные песнопения, проповеди священников или радио "Радонеж". Для любителей почитать тоже все предусмотрено: в салоне автомобиля всегда будет лежать свежий номер православной газеты. Словом, православное такси принесет вам двойную пользу - быстро и с комфортом доставит вас по нужному адресу, а время, затраченное на поездку, будет проведено с пользой для души".

Как рассказывается в репортаже "Афиши", руководит службой крупный круглолицый человек по имени Николай. "Я раньше занимался молодежной политикой - движение "Общее дело", молодежные форумы. Лидеры "Идущих вместе" у меня молодежной политике учились! А теперь занялся такси", - поведал он.

Таксопарк, по его словам, состоит из освященных автомобилей.

"Машины у нас ба­тюшка по субботам освящает - в 10 утра. В каждую машину еще надо по иконке повесить - триптих Спаситель - Богоматерь - какой-нибудь святой. И музыка еще - мы даем диск с православными песнопениями, с молитвами разными и табличку с песнями - по ней пассажиры себе трек выбирают", - объясняет Николай.

"Самое главное, что мы - русские, православные"

Сотрудник фирмы Лев рассказал "Афише" о таксопарке более детально:

"Машин пока у нас 35 штук, и разделения на бизнес- и эконом-класс нет - но скоро появится, чтобы батюшкам и матушкам соответствующие комфортные машины бизнес-класса подавать. Мы силь­но расти планируем: Патриарх Кирилл даст нам зеленый свет - и вот так пойдет все!"

Лев считает, что у службы "очень привлекательный образ". Затем из его уст звучит монолог, который и подвиг ведущих "Серебряного дождя" на эксперимент: "Самое же главное что - мы русские, православные, и водители у нас все русские, православные".

Как выразился Лев, своих детей на "старой пыльной "пятерке" за рулем которой сидит "такой вот в кепке, с таким носом, нерусский" он не отпустит. Заказы от клиентов, говорящих с акцентом к ним за месяц работы не поступали.

"Вот, хорошо! - довольно улыбается Лев. - Водители наши крещеные, в церковь даже ходят иногда. Никаких тебе грузин, армян - только хорошие люди, православные".

"Дэвушка, привет, такси хочу заказать"

Именно приведенная выше фраза Льва побудила ведущих "Серебряного дождя" провести эксперимент и проверить, как отмечает "Грузия-online", "исключение это или политика компании".

Кстати, к чести ведущих, они оказались более информированы в религиозном отношении, чем Лев, и подчеркнули, что как грузины, так и армяне - христиане (не говоря о том, что грузины - те тоже, как и Лев - православные. - Прим. ред.).

Попытавшись заказать такси в прямом эфире якобы от "лица кавказской национальности" с Олимпийского проспекта, "от мечети", в "Шереметьево", Алекс Дубас получил отказ: "Наш руководитель говорит, что мы не можем неправославных людей возить".

На звонок Алексея Дубаса ответила любезная сотрудница. "Девушка, привет, такси хочу заказать", - сказал Дубас с сильным акцентом, напоминающим азербайджанский. Чем дальше шел разговор, тем четче в голосе сотрудницы "Мостройки" слышалась все большая напряженность. Примерно, тогда, когда было упомянуто место, откуда такси должно забрать "пассажиров" - мечеть на Олимпийском проспекте, в телефонне Дубаса стал слышан еще один мужской голос, который наставлял подопечную в вопросах веры.

Наставления услышал вошедший в роль ведущий, заявивший, что судя по услышанному, неправославных такси не возит и что ему обидно узнать об этом.

"Наш руководитель говорит, что мы не можем неправославных людей возить", приводит слова сотрудницы "Мостройки" сайт "Грузия-online". Хотя сама девушка, с такой позицией вроде бы согласна не была.

Публичные извинения

"Эксперимент", проведенный "Серебряным дождем" и отклики на него в электронных СМИ, привели к тому, что на сайте православного такси появилось извинение. Вот его текст:

"В ответ на широкое обсуждение службы такси "Московская тройка" в СМИ (Lenta.ru, Грузия Online, Горячие новости Армении и др.) руководство такси приняло решение о публикации официального извинения:

"Руководство службы такси "Московская тройка" публично приносит свои извинения за грубое нарушение принципов работы службы, которое допустил наш сотрудник, заявив, что "руководство запрещает возить неправославных".

В данный момент он уволен.

Руководство частной коммерческой компании официально заявляет, что служба такси работает на православных началах, а православие никогда не разделяло и не будет разделять людей по принципу национальной и религиозной принадлежности. Мы предоставляем и будем предоставлять свои услуги всем кто этого пожелает".

В постскриптуме к извинению сайт "Мостройки" отметил, что "журнал "Афиша" официально не брал интервью у сотрудников нашей компании, а выдуманный рассказ журналиста не может быть предметом для цитат".