AFP Photo

В эти дни председатель финансовой комиссии кнессета Яаков Лицман ("Еврейство Торы") задерживает перевод бюджетов на важные проекты, требуя обещанных правительством 150 миллионов шекелей для учащихся йешив. Но этим не ограничивается огромный успех религиозных фракций в парламенте.

В начале 1950-х, когда было договорено об отсрочке призыва в армию ешиботников, речь шла всего о 400 учащихся, которые должны были сохранять традицию, так сказать, поддерживать огонь в очаге. В 1977 году глава правительства Менахем Бегин совершил историческую ошибку, согласившись на отмену лимита, сообщает сайт Курсор.

Тут-то и пошел пир горой: новые йешивы начали появляться, как грибы после дождя. В 1994 году только 5% призывников получили отсрочку для продолжения учебы в йешиве, в 2001 - 8%, а в нынешнем, 2005-м, - уже 11%. И это еще не предел!

Причина проста: молодые люди скрываются в йешивах от армейской службы. Подобное поведение противоречит иудаизму. Ситуация настолько вопиющая, что потребовалось вмешательство БАГАЦа. Пять лет назад Верховный суд постановил, что освобождение учащихся йешив от призыва - незаконно.

Государство могло с легкостью решить проблему: вернуться к ситуации, существовавшей до 1977 года, и призывать большую часть религиозной молодежи в ЦАХАЛ. Но так как правительство заинтересовано в голосах религиозных депутатов и не хочет ссориться с раввинами, был изобретен негодный "компромисс" под названием Закона Таля, принятого в кнессете два с половиной года назад.

Новый закон позволяет йешиботникам плясать на двух свадьбах: если они захотят продолжить учебу - продолжат, если же захотят работать - их призовут в армию на символический, короткий срок.

В случае если йешиботник прекратит учебу, ему придется самостоятельно зарабатывать себе на хлеб, а это очень тяжело. Закон Таля с треском провалился - только 74 ешиботника (автор ошибается, на самом деле таковых 464 человека -"Курсор") воспользовались открывшимися возможностями.

На этой неделе правительство сделало еще один шаг навстречу - предложило заменить укороченную армейскую службу столь же укороченной национальной службой. То есть ешиботник, согласившийся на один год национальной службы получит все льготы, причитающиеся демобилизованным солдатам, не рискуя жизнью, в отличие от светских и религиозных, которые служат в армии и проходят резервистские сборы.

Национальная служба, наверняка, будет сведена к показухе. Кому удастся проникнуть в закрытую для посторонних религиозную общину, чтобы проверить, действительно ли ешиботник проходит национальную службу? В чем не приходится сомневаться, так это в создании специального органа под названием Управление национальной службы, заправлять в котором будут религиозные политические дельцы. В этом органе будут отделы, подотделы, секторы, начальники и заместители - короче, он сам по себе станет дополнительным бременем на шее налогоплательщика.

Есть надежда, что и на этот раз БАГАЦ распознает в "компромиссе" дискриминацию светских граждан и признает его незаконным. Очень желательно, чтобы судьи порекомендовали правительству одно-единственное правильное решение - поголовную мобилизацию учащихся йешив в ЦАХАЛ.

У такого шага были бы положительные политические последствия. Испугавшись призыва, ешиботники пересмотрят свои убеждения и придут к выводу, что политическое урегулирование конфликта - лучше войны, на которой можно погибнуть.