Экс-министр МВД, президент Клуба военачальников РФ генерал армии Анатолий Куликов, выступивший на открывшейся в среду в Москве научно-практической конференции "Исламизм и национальная безопасность России", заявил, что в настоящее время радикальный исламизм пустил корни в 55 регионах России.
"Сегодня из всех существующих угроз наиболее реальная для России - радикальный политический ислам, или исламизм, объявивший нашей стране джихад", - приводит слова Куликова "Интерфакс".
Он напомнил, что "войну с нами исламистские центры ведут со времен ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан". "Они содействовали дудаевскому режиму в Чечне и сейчас продолжают помогать деньгами, оружием, инструкторами, живой силой экстремистскому бандподполью на Северном Кавказе, готовы продолжить войну на всей территории страны", - полагает военачальник.
По его оценке, "способы распространения или усиления роли исламизма на нашей территории сравнимы с тем, как Запад продвигает ценности демократии (вмешательство во внутренние дела других государств, применение силы), и потому представляется, что дальнейшая толерантность к радикальным движениям ничего общего со свободой совести не имеет".
Анатолий Куликов считает, что "в вопросах противодействия агрессивному исламизму у России нет честных союзников". "Это показал весь ход борьбы против террористического подполья на Северном Кавказе. Откровенные террористы, идеологи и адепты исламистского толка находят надежное укрытие в государствах с так называемой древней демократией даже в тех случаях, когда сами эти демократии подвергаются террористическим атакам", - сказал экс-министр.
По его оценке, появлению радикального исламизма в новейшей российской истории способствовал ряд внутренних и внешних факторов. Среди внутренних факторов генерал, в частности, назвал "резкую дифференциацию социальных групп после несправедливой приватизации госсобственности, развал производственной сферы, безработицу и обеднение населения, коррупцию и глухоту власти к нуждам простого человека, достигшие запредельного уровня беззакония, из-за чего в ряде случаев население требовало управления из федерального центра и не встречало понимания".
Среди внешних факторов он назвал, в частности, вооруженные конфликты с участием мусульман.
Анатолий Куликов убежден, что одним из факторов, повлиявших на распространение радикального исламизма в России, является "перенаселенность эмигрантами многих регионов России".
Он изложил на конференции ряд предложений, которые Клуб военачальников намерен сделать исполнительным органом с тем, чтобы парировать эту новую угрозу. Среди них он назвал, в частности, необходимость разработать долгосрочную государственную программу противодействия радикальным течениям в исламе как угрожающим национальной безопасности и территориальной целостности России. Еще одно предложение касается создания министерства по делам национальностей и конфессий. Анатолий Куликов считает необходимым вести учет лиц, прошедших обучение в зарубежных исламских университетах. Он также считает необходимым "кардинально изменить подходы к проблемам эмиграции и объявить с 2014 года мораторий на привлечение новой рабочей силы".
Докладчик напомнил, что "в мире государства сталкиваются с проблемой исламизма, который дает о себе знать не только проповедями, но и реальными кровопролитиями, террористическими актами, развязыванием гражданских войн". "Практически все названное Россия уже пережила, но угроза осталась. Не обезврежено террористическое подполье на Северном Кавказе. Глубоко запущенной оказалась проблема радикализации ислама в Центральной России и Поволжье", - констатировал он.
Анатолий Куликов отметил, что "большинство европейских стран также испытывает проблемы влияния исламизма внутри своих государств". "Сдержанно, а иногда критично они наблюдают за процессами в России, тем самым по умолчанию поддерживают экстремистов всех мастей. Между тем "арабская весна" показала: исламизм шествует по планете, и умиротворить, приручить его никому не удается", - предупредил выступавший.
Генерал армии Анатолий Куликов в разные годы командовал Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе.