Далай-лама XIV приступил во вторник к циклу лекций о тантрическом буддизме для паломников из России в индийском городе Дхарамсала.
В учениях Далай-ламы, проходящих в главном храме Цуглаканг, принимают участие свыше тысячи российских буддистов, а также паломники из других стран, сообщает портал "Интерфакс-Религия". Синхронный перевод учений транслируется на восьми языках.
Как отметил Далай-лама, еще древние философы говорили, что, пока сохраняется учение Гухьясамаджи, сохраняется буддизм, когда исчезнет это учение, исчезнет и буддизм. "Поэтому крайне важно для нас получать посвящение Гухьясамаджи, чтобы взращивать в наших сердцах чувство любви и сострадания ко всем живым существам", - подчеркнул духовный лидер буддистов.
При этом он отметил, что причина людских страданий кроется "в привязанности к своему "я", основанной на неведении и порождающей гнев и ненависть. "Цепляние за самодостаточное "я" есть нечто противоположное мудрости: не будет привязанности к своему "я", следовательно, не будет привязанности к гневу", - сказал Далай-лама.
По его словам, есть способ, который поможет устранить ненависть, возникающую из неведения. "У неведения есть противоядие - достоверное познание. Глубокое постижение бессамостности достигается изучением Махаяны (учения Будды. - Прим. ред.)", - считает он.
Далай-лама привел паломникам слова буддийского проповедника Нгулчу Гьялсэ Тогмэ Сангпо, получившего линию передачи посвящения Гухьясамаджи от ламы Цзонкапы:
Покуда в сердце продолжает жить
Враг внутренний - агрессия и злоба,
Врагов вовне, увы, не победить,
Их рать лишь будет крепнуть год от года.
В союзники себе ты призови
Святое воинство любви и сострадания,
Ум непокорный умиротвори –
Так поступает мудрый Бодхисаттва.
Лама Цзонкапа (1357-1419 гг.) - основатель школы Гелуг тибетского буддизма, который традиционно исповедуют в Калмыкии, Бурятии, Туве и Монголии.
Согласно буддийскому преданию, Гухьясамаджи - одно из ранних посвящений буддизма, которое Будда Шакьямуни поведал индийскому радже, попросившему научить его такому методу достижения пробуждения, для практики которого не нужно было бы оставлять богатство, жен и власть.