Moscow-Live.ru

Подавляющее большинство обращений в суд по поводу нарушений, допущенных в ходе выборов в Госдуму 4 декабря, получают отказ. Точнее, факт нарушения был подтвержден судом только раз - в Москве. В регионах же десятки обращений остаются без ответа, жалуются активисты, пытающиеся доказать факты нарушений.

Некоторое время назад Мосгорсуд принял решение об отмене акта суда первой инстанции и участковой избирательной комиссии, решив, что член УИК от партии "Яблоко" был незаконно удален с избирательного участка. Этот прецедент уже стал чуть ли не легендой и главной надеждой юристов, отмечает "Дождь".

"Было подано 64 заявления по Москве, из них по 43-м вынесено решение, по трем вынесено определение, то есть о возвращении дел или о стадии пересмотра. Было подано шесть конституционных жалоб, три из них были рассмотрены, две - не удовлетворены и только одна удовлетворена. Из семи апелляционных жалоб рассмотрены были только четыре", - рассказал пресс-секретарь "Яблока" Дмитрий Яковлев.

В отчете Мосгорсуда сказано, что московские суды удовлетворили около трети исков, связанных с нарушениями в ходе выборов 4 декабря. Однако, как заявляла судья Ольга Егорова, большая часть положительных решений касалась выборов в местные органы самоуправления, а не парламентских.

"Судам и прокуратурам дано особое распоряжение"

Из регионов радостных вестей о признании судами нарушений на выборах пока не поступало. В Санкт-Петербурге только "Справедливая Россия" подала 25 исков о несовпадениях данных в протоколах избиркомов и наблюдателей. Ни одного положительного решения пока не получено. Такая же картина в регионах, отмечает "Дождь".

"Очевидно, что судам и прокуратурам дано особое распоряжение. Стараются, в общем, как-то очень аккуратно и не сильно разжигая общественное недовольство, делать все по распоряжению... Было, как я понял, неофициальное распоряжение Чурова, какая-то инструкция закрытая для комиссий. И эти протоколы, которые нам выдавали как наблюдателям - их в каких-то мелочах недооформляли", - рассказывает юрист общества "Гражданин наблюдатель" Даниил Липин.

"В неформальных беседах председатели территориальных избирательных комиссий (ТИК) и УИКов фактически признают вину. - Но мы же не можем признаться, что сфальсифицировали! - честно сказал председатель ТИКа. - Нам никто не позволит это сделать! Хотя на допросах в суде у многих тряслись руки-ноги, дрожали губы, текли слезы, - пишет блоггер Дмитрий Носков, помогающий "Справедливой России" в Воронежской области обжаловать протоколы избиркомов. - Судьи тоже заняли единую позицию. И хотя суды находятся друг от друга в 200-300 километрах, судьи как под копирку выносили одинаковые решения".

Канделаки, не верящей в массовые нарушения, объясняют дело на примере хурмы

Едва ли в той же Москве нарушений на выборах было много, по крайней мере, доказательств тому никто предоставить не смог, полагает телеведущая Тина Канделаки. Проведя сравнительный анализ гражданских объединений, занимающихся контролем за выборным процессом, она пришла к выводу, что "Лига избирателей", "Гражданин наблюдатель", юристы из объединения "За честные выборы" и ряд других не слишком активно "реализует свои права".

"Утро я посвятила небольшому изучению организаций, которые предлагают нам... стать наблюдателями, - пишет Канделаки в блоге на сайте "Эха Москвы" и приводит в частности такие данные о "Гражданине наблюдателе". - Неплохая заявка для подающего первые робкие ростки гражданского общества. Есть у них и отчет по выборам: охвачено 155 участков, получено 97 протоколов. На 8 участках данные ЦИК расходятся с протоколами. Чудовищный масштаб выявленных нарушений налицо".

Нашлись те, кто решил потратить время и подробно объяснить телеведущей, что со статистической точки зрения она не права.

"Перед тем как иронизировать, неплохо бы въехать в суть дела, - язвит политолог Дмитрий Орешкин. - 155 участков - чуть менее 5% от общего числа московских УИК (их было 3374)... Социологи, когда проводят предвыборные опросы, охватывают 1600 респондентов - примерно 0.0015% от общего числа избирателей. Грубо говоря, московская выборка "ГН" в 3000 раз весомей. Действительно, неплохая заявка для подающего первые робкие ростки гражданского общества".

По словам оппонента Канделаки, реальный процент поддержки "Единой России" в Москве 4 декабря составил от 25% до 30%. Официально, напомним, в столице партия власти набрала 46,6% (всего по России - 49,3%).

Достичь такого результата позволили, заявляет политолог, многочисленные нарушения. Во первых, с 25 участков из 155 наблюдатели были удалены. И на этих участках, по данным наблюдателей, ЕР набирала 36%. Там, где активистам удавалось продержаться до конца, единороссы получали и вовсе по 30%, заявляет Орешкин.

Также он указывает на то, что из 130 случаев лишь в 97 наблюдателям удалось получить положенную им по закону копию протокола. А вот среди копий протоколов, которые все же были получены, в девяти документах данные на бумажных копиях расходятся с данными, представленными в электронной форме на портале ЦИК. "В результате этого "чего-то" доля голосов за "Единую Россию" подскочила, а за остальные партии уменьшилась", - пишет политолог.

"Допустим, на складе в Тбилиси стоит 3374 ящика с хурмой - по числу избирательных участков. Ну, или с мандаринами - неважно, - объясняет Орешкин "принцессе Канделаки". - По накладным каждый ящик весит в среднем около 47 кг. А тут бац - ревизия. "Ну-ка - говорят - давайте взвесим наугад 155 ящиков и проверим!" Нервотрепка, шум, гам. По первоначалу в суете 25 ящиков просто протащили мимо контрольно-весового пункта, бумажку наклеили, печать овощебазы приложили и написали: 260 кг. Проверено, не взвешивать". Потом дело пошло хуже. 130 объектов реально взвесили - вышло в среднем 30 кг. Даже если ревизоры, допустим, поверили, что в тех 25-ти ящиках действительно по 60 кг, все равно получается не более 36 кг в среднем по выборке. А тут еще, как на грех, 9 фальшивых накладных со следами грубых исправлений: вместо 32 вписано 51 кг".

Если эти данные оформить в статистические данные - проценты - то выходит, что со всего склада украли 37 тонн фруктов. Или - в Москве партия власти присвоила себе 750 тысяч чужих голосов, отмечает Орешкин.

"Теперь вопрос: на сколько лет ОБХСС выпишет начальнику овощебазы путевку в Сибирь по итогам проверки? "Чудовищный" это срок или не "чудовищный"?", - подытоживает политолог.