Правозащитница и журналист Зоя Светова, у которой во вторник дома сотрудники ФСБ и СК РФ провели обыск по уголовному делу от 2003 года в отношении бывших руководителей и владельцев ОАО "ЮКОС", прокомментировала следственные действия в своей квартире. По ее словам, обыск связан с ее правозащитной деятельностью в СИЗО "Лефортово" и противостоянием с ФСБ.
"Так называемое дело ЮКОСа не главная причина. Главная причина обыска - месть мне за мою работу в ОНК Москвы, за мои еженедельные походы в течение последних трех лет в СИЗО "Лефортово", которое, как известно, является тюрьмой ФСБ. Заместитель начальника СИЗО Виктор Антонович Шкарин, бывший следователь КГБ, который хорошо помнил дело моей мамы, много раз говорил: он, де, уверен, что я хожу в "Лефортово" по заданию ЦРУ", - написала Светова в своем блоге, опубликованном на сайте "Открытой России".
По словам правозащитницы, там же, в "Лефортово", с нее "несколько раз пытались взять подписку о неразглашении тайны следствия после общения с узниками этой тюрьмы". "Я, естественно, эту подписку давать отказывалась. Именно после моих походов в "Лефортово" оттуда были освобождены по крайней мере двое невиновных людей - Светлана Давыдова и Сергей Минаков, оба несправедливо обвиненные в госизмене", - подчеркнула она.
Светова также рассказала о том, что она вместе с коллегами неоднократно посещала арестованных полковника Дмитрия Захарченко и сотрудника СК Михаила Максименко. "Мы были одними из первых, кто рассказал о том, как его затравили психотропами на допросе без адвоката в Следственном управлении ФСБ, я посещала многих фигурантов самых резонансных дел. В общем, как мне говорили люди знающие, сотрудники ФСБ меня "сильно не любят", - продолжила она.
"Когда я ходила по камерам СИЗО "Лефортово", я чувствовала, что за эту мою деятельность, впрочем разрешенную федеральным законом "Об общественном контроле", мне рано или поздно отомстят. Вместе со мной последний год в "Лефортово" очень много раз ходила и координатор "ГУЛАГу-нет", член ОНК Москвы Елена Абдуллаева. Так вот, у нее 28 февраля совершенно по надуманным причинам тоже был проведен обыск. Два обыска в один день у бывших членов ОНК Москвы, активно посещавших СИЗО "Лефортово", не могут быть простым совпадением", - подчеркнула правозащитница.
Ранее в поддержку Световой выступили десятки деятелей культуры и правозащитников, причем они увязали прошедший у Световой обыск с обыском, прошедшим 30 лет назад у ее родителей - писателей и правозащитников. Текст их заявления был опубликован накануне в интернете.
По мнению подписавших заявление, решение об обыске у Световой было принято с учетом событий 30-летней давности. "30 лет назад такой же обыск проходил в доме родителей Зои, известных диссидентов Феликса Светова и Зои Крахмальниковой, которые провели несколько лет в ссылке. Подержав в руках хранящиеся в семейном архиве протоколы того обыска, руководитель нынешнего составил аналогичный документ. Потомственные охранники пришли к потомственным правозащитникам", - говорится в заявлении.
Авторы, усмотревшие "прозрачный намек" на преемственность деятельности КГБ и ФСБ, опираются на опубликованные обществом "Мемориал" копии протоколов обысков квартиры и дачи Феликса Светова и Зои Крахмальниковой, натолкнувшие блогеров на соответствующие параллели.
На этой неделе Следственный комитет подтвердил, что следственные мероприятия у Световой были проведены в рамках расследования по уголовному делу от 2003 года в отношении бывших руководителей и владельцев ОАО НК "ЮКОС" о хищении активов нефтяной компании и их последующей легализации. Следствие считает, что похищенные Михаилом Ходорковским денежные средства у государства и ОАО "Апатит" ныне направляются на финансирование различных организаций и физических лиц, в том числе Зои Световой.
Зоя Светова - российский журналист, публицист и правозащитник, известна своими публикациями о положении дел заключенных в исправительных учреждениях России. Сотрудничает с "Открытой Россией", журналом The New Times, ее материалы публиковались в газете "Коммерсант", журнале "Огонек", "Новой газете", "Ежедневном журнале". До 2016 года Светова была членом Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Общественной палаты РФ. В 2000-х годах она сотрудничала с Фондом Сороса в Москве по программам, связанным с правами человека и судебной системой.