Мосгорсуд

Останкинский суд Москвы во вторник признал законным возобновление уголовного дела в отношении умершего в СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, сообщает агентство РАПСИ.

Тем самым суд отклонил жалобу адвоката матери Магнитского, которая просила отменить постановление заместителя генпрокурора Виктора Гриня о возобновлении расследования и отмене постановления о прекращении дела в связи со смертью юриста.

Женщина уверена, что продолжение следствия является шантажом и давлением. С ней согласна и вдова Магнитского Наталья Жарикова, направившая в суд заявление, в котором поддержала жалобу свекрови. Она напомнила, что по решению Конституционного суда РФ на продолжении уголовного разбирательства могут настаивать только родственники, а не должностные лица МВД и прокуратуры.

Родственники Магнитского считают, что что без их согласия им был присвоен несуществующий в законе статус "законного представителя умершего обвиняемого".

На заседании адвокат Николай Горохов просил об отводе представителя Генпрокуратуры РФ и судьи, однако его просьбы были отклонены, поскольку ему не удалось обосновать свои доводы об их заинтересованности в исходе процесса.

Посмертное расследование дела в отношении Магнитского было возобновлено на основании решения заместителя генерального прокурора Гриня от 30 июля 2011 года.

В конце февраля 2012 года Мосгорсуд признал законным привлечение в качестве обвиняемого Магнитского в рамках уголовного дела о хищении 5,4 миллиарда рублей из госбюджета России. Кассационная коллегия Мосгорсуда отклонила жалобу матери Магнитского, просившей отменить соответствующее постановление Тверского суда Москвы от 9 декабря 2011 года.

Тогда мать юриста просила признать незаконным уголовное преследование ее сына, которое было возобновлено через два года после его смерти.

К возобновлению уголовного дела против Магнитского и объединению его с делом против главы фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера привело решение Конституционного суда РФ. Оно отменило в июле 2011 года нормы Уголовно-процессуального кодекса, позволявшие следствию и судам прекращать уголовные дела в связи со смертью подозреваемых и обвиняемых без согласия их родственников.

В рамках этого дела Браудер и Магнитский обвиняются по ч. 2 ст. 199 (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору) УК РФ. Браудер покинул пределы России еще до ареста Магнитского, поэтому дело в отношении него расследовали заочно.

По версии следствия, Браудер, будучи руководителем зарегистрированного в офшорной зоне на острове Гернси фонда Hermitage, стремясь обойти действовавший в России до 2006 года запрет на покупку иностранцами акций "Газпрома", использовал криминальную схему, которую разработал Магнитский. Акции, по данным следствия, приобретались на контролируемые фондом Hermitage московское ООО "Камея" и калмыцкие фирмы "Дальняя степь" и "Сатурн Инвестментс".

Гендиректором компаний был Браудер, а штат этих фирм состоял из инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, утверждали в ведомстве. По версии следствия, реальной работы инвалиды не выполняли, зато их присутствие в штате позволяло незаконно резко снизить выплаты по налогу на прибыль с 35% до 5% при выводе денег за рубеж. Всего, по данным следствия, подконтрольные фонду фирмы недоплатили в бюджет РФ более 2 млрд руб.

Сергей Магнитский умер в СИЗО "Матросская тишина" 16 ноября 2009 года. По официальной версии, причиной его смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Родственники Магнитского винят тюремных врачей, не оказавших заключенному своевременную медицинскую помощь. Правозащитники считают, что юриста забили насмерть сотрудники правоохранительных органов, которых он обвинял в мошенничестве.