Moscow-Live.ru

Главное военное следственное управление (ГВСУ) Следственного комитета России (СКР) не будет разбираться с многочисленными сведениями СМИ и правозащитников о гибели российских военных этим летом, предположительно, на Украине. Об этом говорится в ответе ведомства организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга", сообщает газета "Ведомости".

В то же время Главная военная прокуратура (ГВП) заявила "Солдатским матерям Петербурга", что установила и проверила обстоятельства гибели солдат.

Ведомства в сложном положении - им надо отрицать очевидное, говорит председатель "Солдатских матерей" и член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Элла Полякова. По ее словам, надежды на расследование нет, поскольку граждане отмалчиваются: прямое обращение о гибели у организации одно - от матери военнослужащего Антона Туманова.

По словам Поляковой, которые приводит "Эхо Москвы", в Совете по правам человека при президенте РФ не удовлетворены заявлениями следственных органов. Она также отметила, что "завеса секретности" создается не только вокруг гибели российских десантников, но и вокруг раненых военнослужащих, пострадавших, предположительно, на востоке Украины.

Пресс-секретарь "Солдатских матерей" Александр Передрук в беседе с NEWSru.com отметил, что "из ответов военной прокуратуры и следственного комитета можно сделать два главных вывода". Во-первых, констатировал он, информацию о гибели 25 солдат из разных воинских формирований никто опровергать не стал. Во-вторых, "за гибель молодых ребят ответственности государство не понесет, несмотря на то, что солдаты находились именно под контролем государства".

"Вопрос в первую очередь даже не в том, где они погибли - в Украине, на учениях или в частях, а в том, после чьих действий и приказов это случилось, какие меры были приняты к тому, чтобы предотвратить смерти десятков людей и почему никто не несет никакой ответственности за это", - возмутился Передрук. Он особо подчеркнул, что ответы ведомств, к которым обращалась организация, противоречат друг другу: "Прокуратура провела проверку и сообщила, что были приняты процессуальные решения, не уточнив какие именно, а СК вовсе сообщил нам, что никаких мер не требуется".

Между тем псковский депутат Лев Шлосберг, который также занимается загадкой гибели российских военных этим летом, уверен: "Такое количество военнослужащих, погибших в России летом, при отсутствии состава преступления и без возбуждения уголовных дел, может быть только при ведении боевых действий".

Напомним, ранее правозащитники сообщали о гибели "множества людей" на Украине. Речь шла о псковских десантниках, военнослужащих 18-й мотострелковой бригады и других подразделениях. В ряде случаев журналистам удалось обнаружить места захоронения. Стела с именами погибших военных была сфотографирована блоггерами в Чечне. Некоторые российские журналисты и блоггеры обратили внимание на внезапное прекращение активности в аккаунтах "ВКонтакте", принадлежащих некоторым псковским десантникам. Так, блоггер Виктор Кадочников отметил, что в целой группе аккаунтов последними днями захода стали 15 и 16 августа. "Видимо, 15-16 августа был какой-то бой, и большинства из них уже нет в живых", - написал Кадочников. Украинский журналист Савик Шустер опубликовал скриншоты нескольких страниц из соцсетей, утверждая, что их владельцы-десантники погибли.

Ряд наиболее активно занимавшихся темой погибших военных правозащитников подвергся преследованию. Так, Минюст уличил в непредоставлении отчетности некоммерческую организацию "Солдатские матери Санкт-Петербурга". Проблемы возникли после того, как глава организации Элла Полякова направила несколько обращений в Следственный комитет по поводу гибели российских военнослужащих.

73-летняя правозащитница Людмила Богатенкова, проводившая собственные расследования обстоятельств гибели военнослужащих, стала фигурантом сразу двух уголовных дел. А коллеги-единороссы заинтересовались доходами псковского депутата Льва Шлосберга, писавшего о погибших десантниках. Ранее Шлосберг подвергался нападению, как и некоторые журналисты, подключившиеся к резонансной теме.

Что касается официальной реакции, то ответственные ведомства неоднократно уверяли, что проведут самое тщательное расследование, и отказывались предавать установленные факты огласке. Так, например, в официальном ответе Минобороны на запрос депутата Дмитрия Гудкова сообщения о массовой гибели российских военных были названы плодом украинской пропаганды.