Судебный участок мирового судьи Хорошевского района Москвы повторно назначил штраф в 200 тысяч рублей издательскому дому (ИД) "Момент истины" по статье о фейковых новостях (ч. 9 с. 13.15 КоАП) сообщили ТАСС в суде. Предметом судебного разбирательства стал ролик "Срочно! В России готовится революция. Андрей Караулов назвал точную дату. Майдан в РФ 2019 год", уточняет "Медиазона". Генпрокуратура потребовала ограничить доступ к сайтам, где были размещены видео.
Как писала "Новая газета", речь в выступлении ведущего программы "Момент истины" Андрея Караулова шла о задержаниях на акциях протеста по выборам в Мосгордуму. Караулов заканчивал выпуск словами: "Майдан в Киеве так же начинался, Янукович ничего не видел... Уже пора власти соображать как-то иначе".
ИД стал первым СМИ в России, получившим штраф по статье КоАП о фейковых новостях. 15 октября судебный участок мирового судьи Хорошевского района Москвы признал организацию "Момент истины" виновной по части 9 статьи 13.15. КоАП РФ ("Злоупотребление свободой массовой информации") и назначил ей административный штраф в размере 200 тысяч рублей. Штраф в 60 тысяч рублей также получил главный редактор издания Евгению Гнеушеву.
В ООО "Момент истины" заявили, что действия Роскомнадзора и Генеральной прокуратуры РФ, поддержанные судом, нарушают право на свободу слова, свободу выражения мнения, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, предусмотренное Европейской Конвенцией о защите прав человека и Конституцией РФ. 19 ноября Хорошевский суд Москвы отменил решение мирового суда в отношении ИД и направил административный материал на новое рассмотрение. Мотивом отмены решения стало ненадлежащее извещение представителей издания о судебном заседании. Вместе с тем решение о штрафе в отношении Гнеушева районный суд признал законным.
Принятый в марте "закон о фейках" вводит запрет на распространение недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
После обнаружения в зарегистрированном сетевом издании недостоверной информации генеральный прокурор РФ или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием принять меры по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим фейковые сведения.
Роскомнадзор на основании такого обращения незамедлительно уведомляет редакцию сетевого издания о необходимости удалить недостоверную информацию и фиксирует дату и время направления такого уведомления редакции сетевого издания в соответствующей информационной системе. Согласно закону, редакция сетевого издания обязана незамедлительно с момента получения уведомления удалить указанную информацию.
Если редакция незамедлительно не удалила недостоверные сведения, Роскомнадзор направляет операторам связи требование ограничить доступ к сетевому изданию. Если же владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проверки достоверности этого уведомления уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.
Между тем в ходе опроса, проведенного в апреле, выяснилось, что абсолютное большинство россиян ничего не знают о факте принятия законов о наказании за неуважение к власти и за распространение "фейковых" новостей, либо эти проблемы их не интересуют, не трогают и не волнуют. Всего 18% респондентов заявили, что неплохо информированы о них, около 40% отметили, что "что-то слышали". Еще 41% опрошенных впервые услышали о законах от социологов.
По словам экспертов, дискуссия вокруг этих законов была очень закрытой и слабо освещалась в СМИ, а смысл и назначение этих мер был затемнен демагогическими рассуждениями о защите общества от вредной, провокационной и недостоверной информации. Хотя более половины опрошенных - 64% - считают, что принятые законы призваны не допустить критики власти, 23% опрошенных считают, что законы нужны, чтобы обеспечить достоверность новостей в СМИ и интернете. Если закон о наказании за неуважение к власти вызвал осуждение большей части опрошенных (52% респондентов не одобряют его, 39% одобряют), то закон о штрафах за распространение фейковых новостей воспринимается большинством вполне позитивно: 55% опрошенных одобряют его, 35% не одобряют. Социолог "Левада-Центра" Денис Волков объяснил это расхождение тем, что закон о недостоверной информации "воспринимается как защита от потока новостей", тогда как закон об оскорблении представителей власти - как попытка политиков и чиновников оградить себя от критики как таковой.